Житие святителя Тихона Задонского

Верхняя доска с металлическим изображением на ней святителя, лежавшая в усыпальнице, оставалась целой и положена на новоустроенные четыре боковые доски, над св. мощами. Делание надгробия и одной ступени продолжалось три часа. Боковые доски надгробия тогда же обиты зеленым бархатом [73].

К утреннему богослужению и литургии, после которой совершена была Преосвященным Антонием соборная панихида по святителе Тихоне, собралось множество народа для поклонения новоявленным мощам святителя.

Прощаясь с братией, при отъезде в Воронеж, Преосвященный Антоний сказал: «Прошу вас, отцы, совокупите ваши святые молитвы с моими грешными, чтобы Господь сподобил меня быть у вас в последний раз, на память святителя Тихона, 13 августа».

20 мая Преосвященный Антоний донес Святейшему Синоду об обретении тела святителя Тихона нетленным, и о перенесении святых мощей в теплую монастырскую, Христорождественскую церковь. Тогда же, особым письмом, уведомил о сем обер-прокурора Святейшего Синода, прося довести сие до сведения Государя Императора. В письме к графу Протасову, Преосвященный Антоний высказал духовный восторг, каким исполнена была душа его при обретении святых мощей святителя Тихона. «За приятное для себя дело считаю,— пишет он,— довести до сведения вашего сиятельства о таковом обретении и нетленого тела Преосвященного Тихона, радостном для святой нашей Православной Церкви, в недрах коей только процветает нетление среди всеобщего разрушения. При сем не могу пред вами скрыть того сладостного, неземного восторга, которым исполнена была душа моя при виде нетленного тела Преосвященного Тихона. Я готов и рад бы был разрешиться от уз бренной и дряхлой плоти моей и с праведным Симеоном, удостоившимся принять на руки Христа Спасителя, воскликнуть: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, известному мне». Благодарил Господа, возглаголавшего в сердце помазанника Своего, Благочестивейшего государя императора Николая Павловича, да продлится мое пастырское служение Воронежской церкви, как бы нарочно для того, чтобы я, при исходе дней моих, удостоился первый узреть нетленное тело доброго пастыря Христова, светившего блеском своих добродетелей и учением Евангельским, как залог нашего всеобщего воскресения! Благословлял и благословляю Царя царей, что послушание и исполнение державной власти, изъявленной мне в отношении Вашего Сиятельства от 5 февраля 1840 года [74] и здесь на земле увенчивается щедрыми наградами Царя, сердце коего в руце Божией, и небесными услаждениями, воссылая теплые мольбы к Нему, славимому во святых, да явлен будет светильник веры и добрых дел, положенный теперь под спуд на высоком свещнице, в силе и знамениях благодатных, и всем верующим в грядущих летах! Возносил и буду возносить у гроба святого угодника Божия, святителя Митрофана, теплые молитвы о здравии и спасении их Императорских Величеств и всего августейшего дома их, до последнего моего издыхания! «От избытка сердца уста глаголют»,— сказал Спаситель. Исполненный, на западе дней моих, сладостного восторга, прошу вас, сиятельный граф, доложить Его Императорскому Величеству Государю Императору о новой милости Божией ко святой Православной Церкви, явленной и еще во дни мудрого его царствования, исполненного вековыми плодами забот Его Величества о распространении и утверждении истинного Православия, достояния наших отцов, в нетлении тела Преосвященного Тихона, как доброго пастыря, в недрах Православной Российской церкви и во время жизни и, еще более по смерти освещавшего и освещающего пути к блаженной жизни светом христианских его добродетелей и учения Евангельского, привлекавшего и привлекающего своими душеспасительными сочинениями тысячи верующих к прославлению Господа».

После перенесения мощей святителя Тихона в теплую церковь стечение народа в Задонск еще более увеличилось, и все высказывали желание видеть открытыми святые мощи.

Когда 13 августа 1846 г. совершена была Преосвященным Антонием заупокойная литургия и панихида в день памяти святителя Тихона, народу собралось в пять раз более прежнего, все предполагали, что непременно последует открытие святых мощей. Местный начальник губернии, барон Христофор фон-дер Ховен, бывший с 13 по 15 августа в Задонске, писал в донесении Министру Внутренних дел. «В день памяти святителя Тихона всегда собиралось много народу, но в настоящее время такое множество стеклось богомольцев со всех сторон, а особенно высшего дворянства, даже из отдаленных губерний, что монастырь, довольно обширный, не мог вмещать поклонников. Причем усмотрено мной такое благоговейное чествование поклонников к Преосвященному Тихону, что все сословия призывают его в молитвах, как святого, на помощь, при разных скорбных обстоятельствах жизни и воссылают ему благодарение за полученные от Господа благодеяния, веруя в его ходатайство пред Богом. Вообще религиозное движение всех сословий увеличивается в ожидании большего прославления Преосвященного Тихона, как особенного благословения Божия к любимому и обожаемому народом благословенному монарху и его августейшему дому».

Это дело, предписанием от 16 октября, возложил он на ректора семинарии архимандрита Симеона, вместе с настоятелем Задонского монастыря архимандритом Серафимом, которому, как бывшему наместнику Киево-Печерской лавры, известно было обращение со святыми мощами.

Святые мощи с должным благоговением и вниманием внесены были для сего в ризницу, находящуюся в той же церкви. По приказанию архиепископа Антония сделан для них новый гроб, без крыши, в коем нижняя доска употреблена та самая, на коей покоилось нетленное тело святителя Тихона в могиле и которая сохранилась совершенно твердой, тогда как боковые доски гроба разрушились и от давления крошились. В него вложили святые мощи и, для приличного их хранения, поставили сей гроб в другой, сделанный наподобие раки, окрашенный снаружи голубой краской; верхняя доска плоская, также окрашена голубой краской и соединяется с боковыми досками, с одной стороны шолнерами, с другой — внутренним замком. Гробница сия, с драгоценным в ней нетленным святым телом, заперта замком, опоясана шнуром, концы коего запечатаны печатью архиепископа Антония, и поставлена на прежнем месте храма, под прежнее металлическое надгробие. Ключ запечатан особо и отдан на хранение настоятелю Задонского монастыря.

Архимандриты Симеон и Серафим, составив при этом описание находящейся на святителе Тихоне одежды, которая так же, как и тело, сохранилась нетленной, представили вместе с описанием чудотворений святителя донесение Преосвященному Антонию:

«При перенесении тела свт. Тихона и особом освидетельствовании, одежды его найдены в следующем виде:

1) На святителе Тихоне подризник грезета рудожелтого цвета с травочками, с окладом на подоле в два ряда золотой сечки, нимало не поврежденный, но в цвете изменившийся.

2) Епитрахиль бархатная, малинового цвета, с окладом в три полосы узкого злато-серебряного позументика, а кресты на ней из золотого плетения; при ней шесть кистей из красного шелка и частью золотых ниток, с пронизками на серебряном шнурке, без подкладки.

3) Пояс кожаный.

4) Саккос, парчи оранжевого цвета с серебряными травочками, обложен везде по приличным местам златосребряной неширокой сеткой, а около оплечья золотым широким кружевом; весь оный оклад довольно светел и мало изменился, подложен гарнитуром красным.