Житие святителя Тихона Задонского

5) Омофор из той же парчи, как и саккос, обложен по бокам золотым узким позументом, у концов кисти золотошелковые, кресты на нем, шитые золотом, да которых серебряные позлащенные репейки с вставками разных камней и некоторые репейки повреждены, местами украшен половинчатым и мелким круглым жемчугом, которого во многих местах нет, и изменил свой вид, кроме некоторых зерен.

6) Палица из бархата пунцового цвета, шитая золотом и серебром, посреди оной вышиты восьмиконечный крест, трость и копие золотом, и поверх креста образ Знамения Божией Матери, а ниже два херувима и два серафима шитые золотом, а лица шелками, обложен вокруг золотой тесьмой без подкладки.

7) Поручи фиолетовой материи, шитые серебром, довольно крепкие.

8) Панагия серебряная, позлащенная, украшенная разными каменьями, из которых некоторые выпали, на ней образ Христа Спасителя финифтяный — изображение как бы новое, — при ней цепочка серебряная, мелкая.

9) Крест серебряный, на нем распятие Христа Спасителя литое.

10) Митра, бархата пунцового цвета, на ней четыре серебряные позлащенные клейма чеканной работы, с изображением четырех святителей московских; полосы на ней, кресты и разной величины 16 звезд, украшены разными камнями, половинчатым крупным и круглым мелким жемчугом и серебро-позлащенными насыпными репейками, а вместо опушки обложена серебряным гавом, а верх сей митры кончается восемью разноцветными меньшими и одним большим фиолетового цвета камнями.

11) В руках святителя крест деревянный, обложен вокруг серебром позлащенным, на нем распятие Христа Спасителя литое, при рукояти серебро обломанное, вероятно, в таком виде и положен был крест».

Вместе с донесением Святейшему Синоду, за шесть часов до своей кончины, последовавшей 20 декабря 1846 г.. Преосвященный Антоний подписал письмо на Высочайшее имя Государя Императора Николая I, в котором свидетельствовался архиерейской совестью, что, по особенному внушению, вменяет себе в священный долг довести до сведения Его Величества о чудесах, совершающихся при гробе Преосвященного Тихона, а также о всеобщем сладостном и притрепетном желании стекавшихся из отдаленных мест в Задонск многочисленных богомольцев, да явлен будет сей великий светильник веры и добрых дел, лежащий теперь под спудом, пред очи всех! Это письмо при докладе обер-прокурора Святейшего Синода представлено было Государю Императору. Между тем в Задонске, по молитвенному ходатайству святителя Тихона, не прекращались чудесные исцеления, и в народе все более и более высказывалось желание видеть открытыми мощи угодника, святость которого все признавали.

В 1860 году Святейший Синод, находя благовременным приступить к прославлению святителя Тихона, сделал нужные для сего распоряжения, которые излагаются в указе, последовавшем 20 июня 1861 года. Так как история явления св. мощей выше доведена до последних минут жизни Преосвященного Антония, Епископа Воронежского, то, для избежания повторений, содержание указа приводится с того места, где говорится, что последовало после его смерти.

Все сии документы, вместе с отзывом преосвященного Воронежского, повергнуты были на Высочайшее воззрение Государя Императора и по воспоследовании соизволения Его Величества на доклад Святейшего Синода о том, что ныне благовременно уже приступить к необходимым распоряжениям для удостоверения в истине нетления тела святителя Тихона и в достоверности чудес, при гробе его совершающихся над верующими, — ближайшее обследование дела возложено было на Преосвященного митрополита Киевского (ныне Новгородского и Санкт-Петербургского)

Независимо от упомянутого освидетельствования, Преосвященные Исидор и Иосиф, вместе с другими означенными духовными лицами, получили зарукоприкладствованные показания разных лиц, которые под присягой засвидетельствовали, что из них одни — на себе, а другие — на своих сродниках испытали чудесные исцеления заступлением святителя, по молитвенном призывании благодатной его помощи. Таких событий, обнимающих собой течение времени с 1820 года до января настоящего года, обследовано ими 48, из числа коих девятнадцать были в свое время внесены в особо веденные при Задонском монастыре книги. Синод, рассмотрев во всей подробности и со всевозможным тщанием все вышеизложенные обстоятельства, пришел к полному убеждению в истине нетления тела святителя Тихона, и в достоверности чудес, чрез него совершающихся, и, воздав хвалу дивному во святых Своих Господу Богу, присно благодеющему твердой в праотеческом православии Российской державе, и ныне, в дни благословенного царствования благочестивейшего государя императора Александра Николаевича, как древле благоволившему явить прославлением иерарха церкви Российской новое и великое знамение своих к ней благодеяний, — подносил Его Императорскому Величеству в 25 день минувшего мая всеподданнейший доклад, в котором изъяснил следующее мнение:

1) Во благоухании святыни почившего Тихона, епископа Воронежского, признать в лике святых, благодатью Божией прославленных, и нетленное тело его мощами святыми.

2) Изнеся оные с подобающей честью из Христорождественской церкви, где ныне покоятся, в главный Богородицкий собор, положить в приличном и открытом месте для общего поклонения. 3) Службу святителю Тихону составить особую, а до времени составления таковой, отправлять ему службу общую святителям; память же святителя праздновать как в день преставления его 13 августа, так и в день, который Его Императорскому Величеству благоугодно будет назначить для открытия мощей святителя.

4) Объявить о сем во всенародное известие указами Синода».