Житие святителя Тихона Задонского

Из разных мест прибыли шесть архимандритов, много протоиереев, иеромонахов, священников и дьяконов. Духовных лиц собралось до 300 человек, кроме причетников и послушников; прибыли они не по наряду, а по собственной воле. Начальство сделало только распоряжение, чтобы не препятствовать духовенству уездов Задонского, Елецкого и Ливенского, если оно пожелает прибыть в Задонск и присутствовать при открытии св. мощей. Были духовные из Перми, Екатеринославля, Вятки, Саратова, с Афон­ской горы и греки из разных мест.

Всего прибывшего к открытию св. мощей народа насчитывалось до 300 000 человек. Экипажей было 12 600, считая и простые телеги.

Большая часть простолюдинов прибыли из дальних мест, шли и ехали с большой поспешностью, в жаркое время, со всеми лишениями, неразлучными с скудными их средствами и трудностями дальнего пути. Город, постоянно вмещавший в себе 7 000 человек, был тесен для принятия посетителей. Простой народ не затруднялся в выборе помещений: привыкший к простой жизни, он еще менее заботился об удобствах ее, когда посвящает себя на молитвенные подвиги. Задонское торжество представляет очевидное тому доказательство. Нельзя было без особенного уважения к нашему православному народу смотреть, как он после трудного пути терпеливо отдавал себя и зною дня и холоду ночи, расположившись на голой земле, под открытым небом. Те, которые имели возможность приехать в Задонск, расположились с лошадьми и повозками на обширной площади перед монастырем, на покатости, склоняющейся к Дону, и на берегу самой реки: здесь в повозках они имели помещение, ночлег и стол из привезенных с собой запасов. А пешеходы, составлявшие большинство богомольцев, помещались, где пришлось, ими покрыты были, и днем и ночью, не только все пространство внутри монастыря и между наружными и внутренними его стенами (с западной стороны), но и за монастырской оградой, площади и ближайшие улицы — все места, где только можно было на ночь приклонить голову. Пищей для них служили большей частью сухари, принесенные из дому; жажду утоляли водой, которую черпали принесенными с собой деревянными чашечками. В городских колодцах недоставало воды для собравшегося народа; водовозы останавливались с бочками воды из Дона на дороге и довольствовали ею народ; они должны были возвращаться иногда несколько раз к реке и с большим трудом проезжали в дома. Надобно заметить здесь, что, по молитвам угодника Божия, во все время Задонских праздников погода стояла самая благоприятная для жизни под открытым небом, какую проводила большая часть пришедших в Задонск богомольцев: все дни были ясные, и дождь только однажды смочил землю, именно в то самое время, когда были подняты из-под спуда мощи святителя Тихона, так что крестный ход, пришедший в теплую церковь по сухой земле, возвращался оттуда уже по земле значительно увлаженной, хотя небо по-прежнему было ясно.

Калек всякого рода, расслабленных, слепых, бесноватых и всяких недужных, привезено и прибыло множество — в чаянии небесной помощи по молитвам и заступлению угодника Божия. День и ночь оставались они на открытом воздухе; не все имели запас пропитания, многие постились добровольно, по два и по три дня, очищали совесть покаянием и освящались принятием Святых Христовых Тайн, чтобы достойно узреть и облобызать святые мощи новоявленного чудотворца. С 8 по 15 августа в церквах: городской, соборной, Скорбященской, кладбищной и больничной — исповедано и приобщено Св. Таин более 7 тыс., да в Задонском монастыре каждодневно на четырех обеднях были сотни причастников, так что всего приобщено было Св. Тайн 20 тыс. человек, преимущественно больных и убогих.

Во всех монастырских церквах и вне храмов народ представлял сплошную движущуюся массу.

Все жаждали благоговейно коснуться устами раки, в коей почивал угодник Божий.

Младенцев и детей отцы и матери вверяли неизвестным людям, передавая их на дальнее расстояние через головы, чтобы приложить к раке. Их прикладывали и тем же порядком возвращали назад [76]. Многие несли расслабленных на своих плечах; некоторых бесноватых подводили окованных железными цепями, для обуздания яростных порывов гнева во время параксизмов и непостижимой, являвшейся в них силе противления по мере приближения к раке святителя.

Накануне открытия св. мощей, в субботу, 12 августа, Преосвященный Феофан совершил Божественную литургию в Богородице-Рождественской церкви, в которой почивали под спудом мощи святителя. По окончании литургии митрополитом Исидором с тремя архиереями и духовенством совершено было молебствие с водоосвящением перед находящеюся в той же церкви чудотворной иконой Пресвятой Богородицы Владимирской. Все, приходившие в город Задонск на поклонение св. мощам святителя Тихона, прежде всего обращались с молитвой к Божией Матери. Этому обыкновению последовали святители. Они обратились с молитвой к Божией Матери о ниспослании им благословения свыше на совершение порученного им великого дела.

В час по полудни начался благовест, с перезвоном в монастыре и в городском соборе. По предварительному распоряжению, монашествующие собрались в соборную Богородицкую церковь и облачились для встречи городского крестного хода; белое духовенство было собрано в городском Успенском соборе.

В половине второго часа начался в монастыре звон во все колокола, за которым последовал звон в городском соборе и открылось шествие крестного хода из городского собора в монастырь, в сопровождении архимандрита.

Настоятель монастыря с братией, также крестным ходом, вышли за святые ворота навстречу соборному крестному ходу и, составя общий крестный ход, пошли в главный монастырский собор.

Народный говор огромной массы притих и заменился общей молитвой. Слышны были лишь вопли и крики бесноватых, искавших освобождения от злого духа. Без содрогания нельзя было смотреть на их мучения: иной рвал на себе волосы, другой трясся в ужасных конвульсиях, иной грыз свое тело и рвал в исступлении на себе одежду.

По многочисленности народа крестный ход двигался медленно.

Вслед за ним вошли в собор митрополит и три архиерея в мантиях, с обычной свитой, и приложась к св. иконам, облеклись в полное облачение в алтаре.