Житие святителя Тихона Задонского

«Горел и здесь светильник, поставленный Богом, — и блистание его озаряло всех животворным светом разума и благочестия. Как путеводная звезда, он указывал истинный путь жизни и спасения во Христе Иисусе Господе нашем. То был великий святитель Воронежский и Елецкий — достоблаженный Тихон.

Не могла не понимать Воронежская паства великой милости Господа, пославшего ей доброго пастыря, по сердцу Своему (Иер. 3:15 ); видя добрые дела его, она прославляла Отца небесного. Поистине это был свет мира (Мф. 5:14), соль земли (Мф. 5:13). С любовью внимали слову его пасомые, когда святитель Божий восседал на епископском престоле. С глубокой скорбью и слезами проводили любвеобильного отца, когда он, влекомый духом, сошел с архиерейской кафедры и уединился в скромную Задонскую обитель, чтобы утомленному заботами и трудами духу дать некое успокоение и в безмолвии посвятить себя сокровенным подвигам строгой иноческой жизни.

Но никтоже, светильника вжег, покрывает его сосудом. Время истинного покоя для служителя Христова еще не наступило. Изменилось только поприще труда. Как не может град укрытися, верху горы стоя (Мф. 5:14): так невозможно праведнику, стоящему на высоте добродетелей, укрыться от людей, ищущих просвещения и руководства в жизни по духу. Его найдут и в пустынях, и в горах, и в вертепах, и в пропастех земных. Ибо свет везде светится, куда бы рука Божия ни переставила светильник. И слава людей Божиих тем сильнее привлекает сердца, чем более они смиряют себя пред Богом и людьми. Как благовонная масть, в каком бы ни находилась сосуде, распространяет вокруг себя благоухание: так святость жизни, под каким бы покровом ни скрывалась, духовно благоухает и услаждает всех, способных ощущать благодать духа. Смиренный Тихон не замечал, а благоговейные чтители его назирали все стези его, слагали в сердце и передавали другим все слова его, старались узнать даже сокровенные дела и подвиги его, в назидание себе и потомкам. Ничем не возмутимая кротость, благодушное терпение всякого рода лишений, искушений, огорчений, строгость к себе и отеческое снисхождение к немощам других, живое и сердечное сочувствие ко всем нуждающимся и скорбящим — все в нем наставляло на стезю заповедей Господних. Удивительно ли, что скромная келия сего земного Ангела сделалась и училищем благочестия, и врачебницей от недугов душевных, и прибежищем для всех, жаждущих просвещения, назидания, утешения, вразумления и совета! Как елень на источники водные, стремились к нему не только обитатели мест ближних, но и отдаленных. Одно лицезрение любимого пастыря, одно благословение избранника Божия вливало в сердце радость, сугубо вознаграждало труд.

Если любовь пасомых так заботливо искала доброго своего пастыря и в уединении, то не паче ли любовь самого пастыря, готового положить душу свою за овцы, совоздыхала о всех чадах его во Христе, о всех, требующих помощи и молитвенного заступления? Чем более воспламенялось сердце его любовью к сладчайшему Искупителю, пролившему кровь Свою за спасение людей, тем более оно расширялось, чтобы объять всех, искупленных дорогой ценой, чтобы всех привлечь ко Христу. Господу Богу ведомы сокровенные от мира подвиги раба Его, теплые и неусыпные молитвы, воздыхания и слезы, какие он втайне проливал о спасении всего мира, о взыскании грешников, оставивших путь правды.

Отчасти знаете и вы от отцов ваших, какое богатство благости расточала повсюду эта боголюбивая душа. Неоцененным счастьем для себя почитал тот, кто удостоивался принять святителя в дом свой и насладиться его беседой; ибо слово его было всегда во благодати, солью растворенно (Кол. 4:6), и давало благодать слышащим (Ефес. 4:29). Но, чуждаясь славы земной, довольный в нищете, он не любил обременять собой славных земли. Сердце всегда влекло его в домы плача, чтобы с плачущими плакать (Рим. 12:15). Милосердный, он отказывал себе в необходимом, чтобы облегчить участь страждущего. Сострадание к несчастным до такой степени занимало душу его, что, садясь за скудную свою трапезу, обливал ее слезами, воображая, что многие и того не имеют. Старались некоторые своими приношениями облегчить собственные нужды святителя; а он все приносимое тайно отсылал в Елец к заключенным в темнице!

Жизнь угодника Божия была истинным светом и благословением Божиим для здешней страны.

Приспело время — подвигом добрым подвизавшийся святитель течение скончал. Делателю винограда Христова подобало явиться к Домовладыке, да восприимет мзду свою.

Угас ли светильник? Или вместе с сосудом, его носящим, окончательно скрыт под тяжким покровом могилы? — Нет. Он перенесен на свещник к престолу Отца светов, чтобы с высоты освещал не одну, а все области отечества земного.

Любовь к почившему доброму пастырю подвигла чад его описать все деяния его, собрать и предать письмена все душеспасительные поучения сего нового Златоуста. И дух великого Тихона, с распространившимся повсюду словом его, осенил всю Россию. Жаждущие духовной мудрости, знатные и незнатные, образованные и необразованные, почерпают из сего обильного источника и свет для ума, и живительную пищу для сердца. Даже иноверцы отдаленных земель перелагают на свой язык слова Тихона богомудраго [77]. Так далеко простерлись лучи светильника, пренесенного от земли на небо!

Особенной благодатной силой дух святителя Тихона проявлял себя в сей земной обители, удостоившейся хранить священную плоть его. Со дня блаженной кончины праведника отовсюду начали притекать ко гробу его страждущие различными недугами душевными и телесными, прося молитвенного ходатайства у престола Божия. И вопль их к сострадательному отцу и другу несчастных не был напрасен. В течение семидесяти восьми лет [78], молитвами угодника Божия, столько болящих получили исцеление, что слава чудотворений обтекла все отечество наше. Не сомневаясь в святости Чудотворца, православные чада Церкви верили, что Господь не дал и плоти преподобного Своего видети истления (Пс. 15:10). Единодушное повсюду слышалось желание сподобиться узреть целебоносные мощи великого ходатая нашего пред Богом.

И молитва веры услышана.

Чудным образом совершилось откровение воли Господней. Когда разобран был ветхий храм, под алтарем коего почивали мощи святителя, и приступлено было к сооружению нового; оказалось необходимым разобрать и надгробие и могильный склеп. Это и послужило к обретению мощей святителя и к удостоверению в их нетлении. Ужели это случайность? Нет. Люди сделали то, чего хотел Бог. Подобало в точности исполниться слову Христову, что возжженного светильника не поставляют под спудом, но на свещнике, да светит всем, иже в храмине суть (Мф. 5:15).

Следуя указаниям Промысла Божия, святая Церковь тщательно собрала ясные свидетельства о чудотворениях, благодатью Божией совершавшихся по молитвам святителя Тихона, и несомненно удостоверившись в нетлении многоцелебных мощей его, соборным определением, с соизволения благочестивейшего государя императора Александра Николаевича, положила открыть их для общего благоговейного поклонения во славу Господа, дивного во святых Своих, и в утверждение святой Православной нашей веры.

Слава Тебе, Владыко всемилостивый, даровавшему Церкви своей новое ограждение и украшение, Державе Российской покров и утверждение, всем православным христианам скорого помощника и заступника!