Житие святителя Тихона Задонского

Но самая трогательная минута в крестном ходу была та, в которую совершена была лития о блаженном успении родителей и сродников свт. Тихона. Священнослужащие, со всех сторон окруженные народом, остановились под древней высокой, ветвистой сосной, сверху уже усыхающей. Здесь, в скромной могиле, покоится прах родителя свт. Тихона. Жители Короцка, незадолго до открытия св. мощей, обозначили это место, утвердив на нем столп с простой надписью: «На сем месте покоится родитель свт. Тихона». Вдруг торжественное славословие было заменено надгробными молениями о блаженном успении рабов Божиих, родителей святителя — Саввы, Домникии и всех их сродников. Священнослужащие и богомольцы чувства искреннего умиления обнаружили слезами. Трогательно и сладко было молиться за родителей и родных, коих чадо и сродник предстоит пред престолом Царя славы и молится о душах наших!

По возвращении крестного хода в церковь и совершенном окончании службы, усердие Короцких жителей и пришельцев выразилось множеством молебных пений в честь святителя, во время которых все с благоговением прикладывались к его иконе. Таким образом, Короцк и Задонск, разделенные между собой значительным пространством, в духе благочестия навсегда соединены, ближайшим образом, своими отношениями к святителю Тихону. В Короцке святитель родился, был возрожден в купели св. крещения и до 14 лет своей жизни проходил в неизвестности для мира первоначальный путь спасения. В Задонске тринадцать лет он неутомимо подвизался ради спасения себя и других, окончательно совершил путь спасения и, оставив мир сей, перешел в вечные обители Отца небесного. В Короцке покоится прах его предков: родителя, сродников и, быть может, друзей по благочестию. На земле Задонской, в Богоспасаемой обители, почивают во благоухании святыни нетленные и многоцелебные его мощи. Если святитель Тихон, по месту последних своих подвигов, блаженного успения и открытия св. мощей именуется Задонским,— то, по месту рождения и первоначального духовного преспеяния, святое имя его славит Новгородский край. Вот почему после Задонска нигде открытие св. мощей его не было совершено с такой радостью и усердием, с такими особенностями, как в селении Короцком. Торжество это навсегда останется памятным для жителей Короцка и окрестных мест. По всей вероятности, для них 13 августа сделается днем праздника, в который, по примеру Задонска, ежегодно повторяться будет торжество, совершившееся в 1861 году.

Обозрев кратко торжество открытия св. мощей, как оно совершено было по всей России и на месте рождения святителя Тихона, возвратимся мыслью нашей опять в Задонск и посмотрим на те дары благодати Божией, которые Господь Бог излил на верующих по молитвам новопрославленного угодника Своего.

Милосердный Господь благоизволил прославление святителя Тихона, при открытии честных его мощей в Задонской обители, ознаменовать на сем месте чрезвычайными дарами Своей благости и всемогущества. Множество больных тяжкими и неизлечимыми недугами получили совершенное выздоровление, некоторые слепые от рождения прозрели, немые получили дар слова. Обилие благодати Божией было осязательно для всех. Нередко случалось видеть, как несколько человек несли расслабленного, болящего, или бесноватого, часто со сведенными руками, ногами или с поврежденными другими членами тела, к раке святителя Тихона, и лишь только страждущего прикладывали к святым мощам — ему посылалось свыше выздоровление.

Чудотворения совершались всенародно, на глазах всех, и в действительности исцелений никто не мог усомниться: так они были явны и поразительны! Чувства радости, удивления и благодарения Господу были всеобщи в многочисленных свидетелях благодатных явлений.

Даров милосердия Божия, преподанных во дни народного собрания, для прославления святителя Тихона, по возносимым к нему молитвам исчислить невозможно; в массе, превышающей три сотни тысяч людей, были непрестанные явления чудотворений. Большая часть людей, получивших исцеление, возвращались в дома свои, благодаря Бога и не почитая нужным или не осмеливаясь, по робости, объявить начальству о милости Божей, сказывали о том лишь тем лицам, кои находились вблизи их.

Некоторые только из освободившихся от увечья, недугов и болезней, ревнуя о славе Божией и новоявленного угодника Божия, явились к начальству и объявили о выздоровлении. Их показания были записаны на месте, и в настоящее время, со всеможной тщательностью, проверяются и пополняются подробнейшими сведениями, собираемыми от самих исцеленных и от свидетелей как прежнего болезненного их состояния, так и исцеления.

Были случаи, что объявление об исцелении делалось по особенному, внутреннему голосу. Так, один старик 68 лет, не владевший два с половиной года правой рукой и правой ногой от паралича, у которого и шея была скривлена на ту же сторону, приложившись к мощам свт. Тихона 13 августа, получил исцеление и свободно пошел домой, в Тульскую губернию, не объявив о сем, кому следовало. Пройдя 40 верст от Задонска, он почувствовал внутреннее побуждение возвратиться в монастырь и сказать о выздоровлении, побуждение столь сильное, что он не мог оному противиться. Воротился старик в Задонскую обитель и сообщил о продолжительной своей болезни и об избавлении от оной, по молитвам его к святителю Тихону.

Вдова подпоручика Прасковья Прибыткова (проживающая в Усмани, в собственном доме), движимая чувством истины и благодарности, доставила, кому надлежало, следующее письменное извещение:

«Родители мои, майор Николай и Мария Коленкины, жившие в Усмани, долго не имели детей, о чем много скорбели. Одна благочестивая особа посоветовала им ехать в Задонск: отслужить молебные пения с акафистом — Спасителю, Божией Матери, пред Владимирской Ее чудотворной иконой, святителю Николаю, и панихиду о вечном покое епископа Тихона. Родители мои исполнили добрый совет. Не прошло и года после того, как родилась я, единственное детище их девятилетней мирной и счастливой супружеской жизни. В 1815 году, когда мне было 6 лет, родитель мой скончался, а мать от скорби лишилась рассудка и около года провела в тяжких страданиях. В 1816 году, по вере в сновидение, выходящее из ряда обыкновенных, ее повезли в Задонск, к 13 августа, т. е. ко дню успения святителя Тихона. Накануне, за всенощным служением, она сидела в креслах в бесчувственном положении; в самый же день памяти святителя принесена была в церковь и едва переводила дыхание. Епископ Воронежский, совершив панихиду о вечном блаженстве святителя, начал, по обычаю, священнодействие литургии. Больная, сидя в креслах, от крайнего изнеможения сил, уснула. Во время сна явился ей святитель Тихон, в полном архиерейском облачении, с крестом в руке, которым, подойдя близко к ней, осенил ее. Она, мгновенно почувствовав возвращение и крепость сил, проснулась. Сотворив молитву, мать моя встала с кресел и начала молиться. Столь быстрая и неожиданная перемена удивила богомольцев, стоявших возле больной, — тем более, что она, с трудом принесенная в церковь, после литургии, без всякой помощи, свободно пошла домой, славя Бога и благодаря святителя Тихона. В чувствованиях благодарности и в память исцеления, родительница моя написала образ целебника своего, на котором святитель Тихон представлен стоящим в святительском облачении, с крестом и Евангелием в руках. В верху образа, с правой стороны, в малом очерке написана Владимирская икона Божией Матери.

Прошло с тех пор сорок пять лет; мать моя давно перешла в вечность; но я никогда не переставала, в грешных молитвах своих, благодарить святителя Тихона за себя и за родителей, прося с тем вместе милостивого Его пред Богом ходатайства об оставлении грехов моих и рода моего.

Икона, написанная по усердию покойной матери, до сего дня находится в приходской нашей церкви свт. Николая, в городе Усмани.

Теперь, когда, по изволению Божию, прославление свт. Тихона сделалось всенародным, я получила особенное желание заявить чудотворение его всей Церкви, что и выполняю по совести».