Житие святителя Тихона Задонского

II.

Жена государственного крестьянина Воронежской губернии, Задонского уезда, села Конь-Колодезя, Петра Евсеева Власова, Акилина Никифоровна, от роду 36-ти лет, не владела правой ногой. Эта болезнь произошла от сильной простуды и усилилась до того, что она постоянно чувствовала в ноге нестерпимую острую боль, которая усиливалась при малейшем прикосновении. Акилина ходила на костылях и тогда только чувствовала некоторое облегчение, когда за ступень привязывала поясом больную ногу к шее. — Протекло уже семь лет от начала болезни, и она не чувствовала никакой перемены к лучшему. Семилетние страдания, ослабляя веру на помощь человеческую, укрепляли веру на помощь божественную. Услышав об открытии св. мощей святителя и Чудотворца Тихона, она с крестьянкой своего села Авдотьей Семеновой Клюшниковой отправилась в Задонск искать врачевства от своей болезни у св. мощей угодника Божия. В г. Задонск к 11 числу августа уже стеклось много богомольцев, и нелегко было достигнуть до гроба святителя. Но несчастное положение больной привлекло участие многих посторонних лиц, и она, с помощью их и своей спутницы Клюшниковой, достигла до гроба свт. Тихона и, приложившись к раке угодника Божия, получила исцеление. Это было 11 числа августа. Акилина Никифорова Власова теперь свободно владеет ногой и принимает участие в полевых работах. Кроме местного священника и дьякона, четыре человека из ее соседей подтвердили под присягой ее чудесное исцеление.

III.

Дочь государственного крестьянина Воронежской губернии, Бобровского уезда, слободы Бутурлиновки, — Григория Кирилловича Каменого — девица Татьяна, родившаяся 1838 года 6 января, в первые годы своего детства была в совершенно здоровом состоянии и отличалась, по отзыву отца, бойкостью и понятливостью, соответствующими детскому возрасту. До 6-тилетнего возраста в ней незаметно было никакой болезни. Но страшная болезнь поразила ее неожиданно. В один летний день отец ее отправился в поле и взял ее с собой; наложивши снопов, он возвратился с ней домой. День был теплый, и он уложил дочь свою Татьяну спать на дворе: но не прошло и часу, как дочь его вскрикнула. Отец бросился к ней и увидел, что она вся в поту, слабая и как бы полумертвая: он внес ее в избу и положил в постель. На другой день отец и его домашние увидели, что у Татьяны были сведены руки и ноги и вся она была скорчена, — в руках, ногах и пояснице не видно было жизни; спинная кость в пояснице была сведена и входила даже в ребра, кости и жилы были как бы перевиты; руки были пригнуты к лицу, а ноги к животу, и она вся была свита как бы в клубок. И душевные способности ее изменились. Прежде бойкая и памятная, она сделалась тупоумной и беспамятной. Родители ее обращались к лекарям, но помощи не было. Из своих рук они ее кормили и поили и носили на своих руках; так было до десятилетнего возраста. Сама Татьяна под присягой показала: «В руках, ногах и пояснице я не замечала жизни — в таком положении все во мне срослось — все во мне было сухо, и одна лишь кожа связывала кости во мне. При таком состоянии тела и душевные мои способности были несовершенны, рассудок мой был слаб, память моя мало что удерживала; домашние мои с трудом могли что-либо растолковать мне; молитв Господних заучить я почти была не в состоянии».

Когда Татьяне исполнилось десять лет, в один праздник дед ее пришел из церкви с каким-то странником, по сословию человеком благородным, который прогостил в их доме 4 дня. Странник этот, увидев больную, сказал ее отцу и домашним: «Больную свою вы ничем не лечите, а молитесь Богу». Выходя из дома, он дал записку и сказал: «Вот вам записка, здесь я написал имена святых, которым вы отслужите молебен, поставьте три свечи и попросите священника отслужить за здравие больной обедню. Болезнь вашей дочери пройдет постепенно, а лечить ее — не лечите». По уходе странника покойная мать больной исполнила в точности все его наставления.

И действительно, по благости Божией, Татьяна получила облегчение от своей болезни. Чрез два дня родители ее заметили, что у Татьяны руки несколько отпустило, а чрез несколько времени они сделались свободными, и она кое-что начала ими брать, а потом кое-что и делать; при помощи рук она стала ползать: ноги же и поясница оставались у ней в прежнем положении. Сама Татьяна так говорит о своем положении в это время.

Ноги же мои и поясница оставались в прежнем положении — также были сведены, также сухи и также бесчувственны. Но при помощи рук я начала учиться ползать».

Когда Татьяне было около 15 лет, ее дядя, крестьянин той же слободы, Косьма Жидков, пред праздником Св. Троицы собрался ехать в Воронеж на богомолье. Татьяна упросила его взять ее с собой, чтобы помолиться у мощей святителя и чудотворца Митрофана. Дядя исполнил желание больной племянницы. По прибытии в Воронеж он сносил ее к мощам святителя Митрофана. «И только что я приложилась,— говорит о себе Татьяна,— к мощам угодника Божия, как ощутила в правой ноге страшную боль, какую я чувствовала и в руках в то время, когда корчи и бесчувственность оставляли их, но боль сия, по милости Божией и по молитвам угодника Божия, прошла скоро; а в правой ноге моей я почувствовала ослабление от корчи, жилы ее несколько отпустило, которые, как я чувствовала, стали биться, жизнь в ней показалась, и правая нога постепенно стала наполняться телом, и я несколько стала владеть ей».

Эту перемену в состоянии здоровья Татьяны заметили и ее родители. «По приезде из Воронежа мы увидели, что правая нога у нашей дочери сделалась свободнее, по милости Божией и молитвам угодника Божия Митрофана; жизнь в правой ноге показалась, и она стала действовать ею».

Родные выучили Татьяну шить сапоги, и она, имея свободные руки, постоянно занималась этой работой. После поездки в Воронеж и ползать для нее сделалось свободнее. «И хотя я,— говорит о себе Татьяна,— стирала руки и ноги до крови, но доползала до церкви, где одно было для меня утешение — молить Господа, чтобы он продлил ко мне милость Свою, и Господь не лишил меня Своей милости — в руках и правой ноге я замечала постепенное прибавление тела и постепенное изменение к лучшему; но левая нога моя и поясница оставались в том же положении, были также бесчувственны и также сухи.

Весной сего года прошел в слободе нашей слух, что будут открывать мощи угодника Божия, святителя Тихона. Я перед праздником Св. Троицы просила родителя своего отпустить меня с кем-нибудь в город Задонск — помолиться при мощах сего угодника Божия, но родитель мой отказал мне в этом, как потому, что, по болезненному моему состоянию, при мне нужен был свой человек, который бы присмотрел за мной, так и потому, что ко времени открытия мощей святителя Тихона он обещал мне сам свозить меня в город Задонск; но желание сие — помолиться у мощей свт. Тихона меня не оставляло ни днем, ни ночью.

2 августа месяца сего года я, родитель мой, сестра моя — малолетняя Анна, и невестка наша отправились на богомолье в город Задонск. Не доезжая до города Задонска пяти верст, 10-го числа того же месяца, мы остановились на дороге покормить лошадей. Я сползла на руках с повозки, но когда опять я начала влезать на повозку, нечаянно левую свою ногу поставила на оглоблю и ощутила действие в оной, — левая нога моя по желанию моему двигалась. Слезы радости и благодарности Господу Богу сами собой полились рекой из глаз моих; я хотела скрыть от своих явление милости Божией ко мне, но владеть собой была не в состоянии. Испытав еще состояние левой моей ноги и уверившись в том, что движение в ней есть, что жизнь в ней показалась, я о сем сказала невестке и отцу моему, а они, выслушав сие, приказали мне молчать, молиться Богу и ждать от Него небесной помощи.