The ascetics are laymen. T. 1

Но вскоре заболела сама Вайа. Однажды она стирала одежду на источнике и внезапно лишилась чувств. С тех пор женщина стала терять сознание очень часто, и её жизнь превратилась в сплошной кошмар. Она могла лишиться чувств где угодно: дома, в церкви, в поле и на дороге. Она падала навзничь, теряя сознание, и в себя приходила лишь спустя некоторое время.

Жизнь её маленьких детей теперь была наполнена страданием и страхом. Они видели, как мучается их мама. А когда она лишалась чувств, детишки плакали и кричали, думая, что она умерла. Мать заранее старалась их предупредить и успокоить: «Сейчас я заболею, не бойтесь, я скоро очнусь».

Почему с ней случались эти обмороки? Тётя Вайи, которая знала её с раннего детства, полагала, что виной всему был голод. Она жила в таких лишениях, которые сегодня показались бы неправдоподобными. Во всём селении не было семьи беднее, чем семья Вайи.

Но к страданию физическому добавилась и боль душевная. Некоторые злорадные люди стали «умножать её страдания» (Пс.68:27). Они объявили её сумасшедшей и хотели отправить в психиатрическую клинику на остров Керкира[41].

Другие избегали её, словно она была прокажённой, и издевались над её детьми. Какой невыносимой пыткой это было для нежных детских душ и любящего материнского сердца!

Но Вайя была человеком Божиим и смогла пережить эти испытания. Она несла свой крест с терпением и великой надеждой на Бога. Ни разу не возроптала, а смиренно склоняла голову перед волей Господа.

Как любой человек, она подчас сгибалась под тяжестью обстоятельств, страдала и плакала, особенно когда некоторые её преследовали и хотели причинить зло детям. Но Милосердный Бог, Бог обиженных и страдающих, никогда не оставлял её одну. Он давал ей силы и утешение, чтобы пережить испытания.

Вечером Вайя зажигала лампаду перед иконами. Сначала молилась вместе со своим младшим сыном, затем укладывала его спать. С материнской нежностью целовала и желала спокойной ночи. Затем становилась перед иконами и начинала свою молитву: «Благодарю тебя, Христе, Владыко мой! Да будет препрославлено имя Твое! Пресвятая Богородица, сохрани моих детей и весь мир». В конце молитвы у неё вырывался невольный вздох: «Ох, мамочка моя!» Затем Вайя начинала творить земные поклоны, обращая свои молитвы ко Господу, его Святым угодникам и Пресвятой Богородице.

В церковь она ходила на все воскресные и праздничные службы. В эти дни она никогда не работала.

Так как иногда Вайя падала в обморок и во время служб, некоторые женщины настаивали на том, чтобы она прекратила ходить в церковь. Они указывали на то, что там душно, пахнет ладаном, коптят свечки. На это Вайя отвечала: «Я буду ходить в Дом Божий, даже если меня за это убьют».

Но страданиям Вайи не было видно конца. «Ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему» (Прит.3:12).

Однажды её сын заболел. Придя домой, он ничего не сказал матери и лёг под одно одеяло со своими братьями и сёстрами. Утром у всех на голове появилась сыпь. Вайя так переживала за детей, что не выдержала и была госпитализирована в больницу. Детей тоже забрали в Афины, где положили в один из известных детских госпиталей. Но когда они выздоровели и вернулись в деревню, все (даже родственники) опасались к ним приближаться из боязни заразиться. Только одна двоюродная сестра Вайи забрала детей к себе и заботилась о них, пока Вайя не вернулась из больницы.

Но новое несчастье поджидало многострадальную женщину. Её младшей дочери Эленице[42] не исполнилось ещё и двух лет. Пока Вайя была в больнице, за старшую осталась шестилетняя Фотиния. Она вела всё хозяйство и заботилась о младших братьях и сёстрах, в том числе и о маленькой Леночке. Однажды, когда малышка расплакалась, Фотиния стала качать её на качелях, чтобы успокоить. Покормила, но сестрёнка продолжала плакать. Когда она замолчала, старшая сестра подумала, что девочка уснула. Спустя некоторое время Эленицу пришла навестить её крёстная, которая и обнаружила, что малышка умерла. Словно ангелочек, она улетела на небеса.

Вскоре после того как малышку похоронили, муж Вайи отправился забрать её из больницы в городе Игуменица. И туда и обратно надо было идти пешком и не один день провести в пути. В больнице о Вайе хорошо позаботились. Она поела сытной и вкусной еды и немного поправилась. Когда вернулась в деревню, всем показалось, что она стала настоящей красавицей. Боясь её расстроить, муж сразу не сказал ей о смерти младшей дочери. Узнав горькую правду, Вайя воскликнула: «Ах! Правильно я видела во сне, что доченька умерла. А вы хотели меня обмануть».