Новомученики балканские

Сказав это, мученик показал Мусе, как нужно класть крестное знамение, и отпустил его с миром.

Нечестивый же отец богомудрого Мусы, вывел Анастасия из темницы и, видя, что ни муками, ни лестью не может привести его к отречению, дал распоряжение обезглавить его вне города, вблизи от монастыря. И оставались мощи мученика на том месте, поскольку христиане, боясь вызвать ярость мучителя, не смели приблизиться и похоронить их. Видя христиане свет, сходящий свыше на мощи мученика, прославляли страдальца Христова, который ради любви к Богу в юношеском возрасте принял мученическую смерть. На следующую ночь мученик явился во сне паше и повелел ему с угрозой отдать мощи в близнаходящийся монастырь. Извещенные монахи вышли со свечами и ладаном и с честью погребли святые мощи в монастыре (позднее их поставили в ковчеге в алтаре монастыря).

По окончании происшедшего сын паши Муса долго обдумывал все, что слышал из уст мученика, отверг славу, честь, похоти и остальные мирские удовольствия и денно и нощно молил Господа сотворить с ним милость и удостоить Своей благодати, о которой он узнал от святого Анастасия. Когда его отец был приглашен сестрой на брак в другое селение, то отправил вместо себя своего сына Мусу. Нашедши удобное время, Муса пришел к гробнице святого и, упав на землю, молился со слезами до тех пор, пока не началась служба, и там немного вздремнув, он увидел святого Анастасия в неземном свете. Мученик сказал ему:

– Не печалься, брат, но иди в путь свой и получишь желаемое.

Исполнившись радости, Муса отправился по повелению отца на брак, не обращая никакого внимания на суету и тщету, но пребывая в ожидании Божественной милости, которую и послал Господь следующим чудесным образом.

Когда Муса спал в назначенной ему комнате после окончания брака, ему явился световидный юноша, говоря:

— Встань и следуй за мной. Встав, как был, без обуви, он последовал за видением. Сами собой открылись двери дома, так что они прошли незамеченными, когда остальные спали, и, пройдя значительное расстояние, подошли к источнику, у которого сидел подвижник. Тогда сопровождавший его юноша, который был ангелом Господним, передал Мусу этому старцу со словами:

— Следуй ему, и он приведет тебя к тому, чего ты хочешь.

Сказав это, ангел стал невидимым. Муса же, последовав за тем старцем, достиг Пелопоннеса. Там, нашедши церковь в пустынном месте, старец вошел помолиться. Юноша был истощен от продолжительного путешествия и лишений, поскольку на пути ел только траву и начал беспокоиться. Невыносимая скорбь начала терзать его душу, враг начал бороть его воспоминанием о родителях, удовольствиях и развлечениях, которые он оставил. Старец же, видя смущение юноши, предложил ему опять войти в церковь и помолиться. Тогда он, поклоняясь иконе Богородицы, услышал от иконы голос:

– Не печалься, чадо, о временных благах, которые оставил, потому что Сын Мой и Бог много пострадал для спасения людей, радуйся же паче и веселись, поскольку ты сподобишься многих благ во Царствии Небесном.

И от иконы Христа он услышал голос, говорящий слова с таким же смыслом. Муса, исполнившись неизреченной радости, забыл про все злострадания, освободившись от сатанинских нападков, и спросил старца, всегда ли святые иконы разговаривают. Тот же ответил:

– Не всегда, чадо, но когда нужно.

Они шли еще несколько дней и добрались до Патры, где нашли корабль, плывший в Венецию. Старец посадил туда Мусу и отправил его к тамошним православным с письмом, дав ему и чудотворную икону Пресвятой Богородицы.

Прибыв в Венецию, Муса был принят христианами и крестился там, получив имя Димитрия. Через некоторое время он, услышав о святом чудотворце Спиридоне, отправился в Керкиру, вступил в монастырь, находящийся там, и принял монашеский образ с именем Даниила. Но поскольку он имел твердое желание пострадать за Христа, то отправился в Константинополь. Константинопольские же греки отговорили его от мученичества, боясь, чтобы не случилось из—за этого гонения на тамошних христиан, которые и вынудили его вернуться в Керкиру. Однако, желание пострадать за Христа не оставляло Даниила, и он отправился в Лакедемонию с целью перебраться оттуда в Константинополь опять, но пробыв там незначительное время, он встретил некого благочестивого христианина, который и передал все, как он слышал из уст самого Даниила. Он также видел и икону Богородицы, полученную от старца. Этому же христианину Даниил рассказал о мученичестве святого Анастасия, который был усечен 18 ноября 1750 года во славу Божию.