Свт. Иннокентий Херсонский

Праздник Преображения Господня совершает Церковь 6 августа в воспоминание того, что Иисус Христос (как повествуют Евангелисты: Матфей, (Мф. 17; 1-9), Марк (Мк. 9; 2-9) и Лука (Лк. 9; 28-36), возведши в некоторое время трех учеников Своих - Петра, Иакова и Иоанна - на гору (Фавор), преобразился пред ними, то есть Лицо Его просияло, как солнце, ризы Его сделались блистательны и белы, как снег; при этом явились пред Него Моисей и Илия, и из светлого облака, осенившего всех их, слышен был глас: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте! (Мф. 17; 5).

Учители Церкви, разлагая это событие на части, в каждой из них находят назидательные наставления для христианина. Заметим главные мысли. Намерением, говорят они, при этом было то, чтобы 1) показать вечное Божество Иисуса Христа и Его равночестную Богу Отцу славу; 2) чрез это возбудить веру и любовь к Нему и 3) желание чистоты и святости, как необходимых для участия в Его славе. Мы лее все, - говорит апостол, - открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу (2 Кор. 3; 18). Частнейшей целью Преображения было то, чтобы самовидцев-апостолов приготовить к созерцанию страданий Спасителя, то есть чтобы они пребыли непоколебимы в вере и любви к Нему, несмотря на крайнее Его уничижение, которому Он скоро должен был подвергнуться. "Да егда Тя узрят распинаема, - воспевает Церковь, - страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят: яко Ты еси воистинну Отчее сияние" Посему-то Моисей и Илия, явившись во славе... говорили об исходе Его (Иисуса Христа), который Ему надлежало совершить в Иерусалиме (Лк. 9; 31).

Начало праздника

Четыреста восемнадцатое правило Номоканона, приписываемое издателем этой книги отцам Неокесарийского Собора, держанного в начале IV столетия, упоминает о празднике Преображения Господня; между сочинениями Ефрема Сирина, жившего в начале IV столетия, также находится беседа на этот праздник; из сего следует, что праздник сей был известен еще в начале IV века; а как Соборы не вводили совершенно новых обрядов в Церковь, но большей частью токмо утверждали принятые уже некоторыми Церквами или запрещали оные, то праздник сей может почитаться еще древнейшим сего времени.

Особенное побуждение к этому установлению

Несомненно, что главное намерение Церкви при учреждении этого праздника состояло в том, чтобы важное событие - Преображение Христово - почтить благочестивым торжеством. Но к этой цели могло присовокупиться еще другое побуждение, именно - желание утешить христиан в бедствиях, претерпеваемых ими от язычников, напоминанием о той славе, которая ожидает за гробом их веру и терпение. Догадка эта имеет свое основание в том, что древние пастыри Церкви при учреждении как обрядов вообще, так в особенности праздников не упускали из виду ничего, что только находили необходимым для Церкви по обстоятельствам известного времени. Время же, к которому можно относить начало праздника Преображения Господня, - начало IV века, было для христиан самое ужасное, по причине последнего, но из всех жесточайшего гонения, воздвигнутого на них Диоклетианом. Посему весьма вероятно, что Церковь, установляя праздник в честь Преображения Господня, желала утешить верных последователей Христовых (из которых некоторые, по свидетельству Евсевия, начинали ослабевать в вере) явлением славы, ожидающей их в будущей жизни; подобно тому, как Сам Господь Преображением Своим желал предохранить учеников Своих от уныния и доставить им утешение в бедствиях, которые постигли их. Во второй половине XV столетия (1457 год) папа Каллист III по случаю победы, одержанной 6 августа христианами над турками, издал повеление праздновать Преображение Господне по всему Западу с особенной службой, составленной для этого праздника, и с таким же торжеством, с каковым отправляется там праздник Тела Христова. Из сего обстоятельства следует заключить, что этот праздник на Западе до Каллиста или не был всеобщим, или не праздновали особенным образом.

Особенности его В праздник Преображения Господня: