Два сорокоуста

Эти последние слова остались на сердце. А между тем они - не смиренны по моему недостоинству... Как же быть?

После Литургии служил в соборе молебен Апостолам Петру и Павлу; ибо учили о повиновении рабов господам. И просил я их в сердце своем: “Скажите мудрое слово!” И пришли такие снова мысли: “Ведь наше учение по этому вопросу так просто и ясно: нужно повиноваться. Не в этом спасение людей от греха, а во Христе Искупителе!”

И это говорилось как бы с некиим упреком легким: “Зачем же колеблешься?”

... И в самом деле: у них все ясно совершенно, когда читаешь...

А возражают: это же не “цари” в России... Да не все ли равно?! Конечно, все равно [48]... И опять мирно было на душе.

Вечером был у старичков-казаков... Говорили о Божественном (о Св. Писании, о простой вере, о загробной жизни). После они меня проводили... И мы еще остановились на дворе...

- Представьте меня, - говорю им, - или какого угодно епископа в России, беседу его вот так по религиозным вопросам. Если ему не верить власти или он сам не искренен, то может ли он свободно, с открытой душой, спокойно говорить о самом главном - о Боге, о Христе, спасении? - Не можешь! - Это было ясно, а потому и необходимо искренно признать власть...

Они совершенно со мною соглашались.

1/14 октября

ТРИДЦАТАЯ, СЛАВА БОГУ, ЛИТУРГИЯ

Пост меня весьма ослабил. Но на душе спокойно.

Апостол и Святое Евангелие были - Богородичные (Евреям о скинии, Луки - о трапезе у Марфы и Марии).

Вся цель жизни христианина - быть скиниею Христа Бога. А все прочее не важно. Это есть “единое на потребу”, а все прочее - одна лишь “молва” и “попечение о службе мiру”. Аминь.

После Литургии пришел ко мне серб священник с дарами (мед, рыбу, сыр принес). Мы ныне с ним служили вместе Литургию. Я его уважаю и люблю, он ко мне относится с нежностью.

В прошлый раз он говорил мне, чтобы я послушался Митрополита Сергия: какова бы ни была власть, она послана или попущена Богом. А после он добавил: “Что бы ни делали, делайте по любви Христовой... Тогда добро будет побеждать зло, как бы велико оно ни было. Это христианское учение. Этот способ действия воздействует и на противника, и он покоряется истине Христова учения.

Да это и моя мысль была всегда. И из Р. прислали мне: “Ведь, товарищей по-настоящему никто не пожалел еще”.

Но епископ Михаил [49] решительно против. Однако доводы его неубедительны: он не считает власть советов властью “кесарей”. А это совершенно не основательно.

А когда ссылаешься на Апостольское учение, то он его не воспринимает внутренно: так далеко оно от нас.

- То было другое время. Христиан была маленькая кучка: они ничего не могли поделать!

Это совершенно не принципиально.

Когда я говорю ему про откровение пророка Иеремии, что Господь покорил всех Навуходоносору [50], а если кто не будет подчиняться ему, то Сам Господь будет наказывать за это, и что даже Господь повелел и молиться за пленивших, дабы и плененным жилось хорошо (Иер. гл. 27, 28 и 29), -то Владыка даже сердился на мои доводы.

Когда я указывал ему на пример Сербии, полоненной турками, он отвечал, что они “никогда не мирились с этим, а всегда боролись. Настоятели монастырей тоже принимали участие в этой политической борьбе: за это их сажали на кол в Белграде, на Калименгдане, по восемь дней они висели, мучаясь адски. И вот, наконец, свергли их иго”.

А я спросил его: “Ну, хорошо! А что же теперь у вас в Сербии поднялась вера и благочестие?” Он не подтвердил этого, но ответил: “Епископы и духовенство должны заботиться не только о вере, но и о нации”. - “Да, но прежде всего - о вере. И с этой точки зрения должно все рассматриваться”.