Два сорокоуста

Апостол и Святое Евангелие были - Богородичные (Евреям о скинии, Луки - о трапезе у Марфы и Марии).

Вся цель жизни христианина - быть скиниею Христа Бога. А все прочее не важно. Это есть “единое на потребу”, а все прочее - одна лишь “молва” и “попечение о службе мiру”. Аминь.

После Литургии пришел ко мне серб священник с дарами (мед, рыбу, сыр принес). Мы ныне с ним служили вместе Литургию. Я его уважаю и люблю, он ко мне относится с нежностью.

В прошлый раз он говорил мне, чтобы я послушался Митрополита Сергия: какова бы ни была власть, она послана или попущена Богом. А после он добавил: “Что бы ни делали, делайте по любви Христовой... Тогда добро будет побеждать зло, как бы велико оно ни было. Это христианское учение. Этот способ действия воздействует и на противника, и он покоряется истине Христова учения.

Да это и моя мысль была всегда. И из Р. прислали мне: “Ведь, товарищей по-настоящему никто не пожалел еще”.

Но епископ Михаил [49] решительно против. Однако доводы его неубедительны: он не считает власть советов властью “кесарей”. А это совершенно не основательно.

А когда ссылаешься на Апостольское учение, то он его не воспринимает внутренно: так далеко оно от нас.

- То было другое время. Христиан была маленькая кучка: они ничего не могли поделать!

Это совершенно не принципиально.

Когда я говорю ему про откровение пророка Иеремии, что Господь покорил всех Навуходоносору [50], а если кто не будет подчиняться ему, то Сам Господь будет наказывать за это, и что даже Господь повелел и молиться за пленивших, дабы и плененным жилось хорошо (Иер. гл. 27, 28 и 29), -то Владыка даже сердился на мои доводы.

Когда я указывал ему на пример Сербии, полоненной турками, он отвечал, что они “никогда не мирились с этим, а всегда боролись. Настоятели монастырей тоже принимали участие в этой политической борьбе: за это их сажали на кол в Белграде, на Калименгдане, по восемь дней они висели, мучаясь адски. И вот, наконец, свергли их иго”.

А я спросил его: “Ну, хорошо! А что же теперь у вас в Сербии поднялась вера и благочестие?” Он не подтвердил этого, но ответил: “Епископы и духовенство должны заботиться не только о вере, но и о нации”. - “Да, но прежде всего - о вере. И с этой точки зрения должно все рассматриваться”.

Он согласился умом, но сербская психология увлекает душу его все же в политику больше. Это трудно изменить - все почти сербы так мыслят.

А мне еще сейчас пришли мысли: эти настоятели, мучившиеся 7 дней на колу, все же не мученики христианские, а политические борцы.

Господь же увенчивает тех, кто “раньше” будет мучим, т. е. за имя Господа Иисуса Христа.

И еще подумалось: ну хорошо, вот и сербы, и греки боролись столетиями за политическую свободу... Каков же результат (уже не для них, а для пленивших их)? То есть духовный, христианский. - Никакого. Нигде турки не приняли христианство. Значит, христианство греков и сербов не преодолело магометанства. Теперь целая Босния наполнена теми же “сербами-турками”, которые веками укреплялись в магометанстве; и даже теперь, когда освобождена Сербия, не думают возвращаться в Православие. Значит, и сейчас Православие в Сербии не сильно духовно...

Да это и факт! Они и сами сознают.