Два сорокоуста
Вечером был у старичков-казаков... Говорили о Божественном (о Св. Писании, о простой вере, о загробной жизни). После они меня проводили... И мы еще остановились на дворе...
- Представьте меня, - говорю им, - или какого угодно епископа в России, беседу его вот так по религиозным вопросам. Если ему не верить власти или он сам не искренен, то может ли он свободно, с открытой душой, спокойно говорить о самом главном - о Боге, о Христе, спасении? - Не можешь! - Это было ясно, а потому и необходимо искренно признать власть...
Они совершенно со мною соглашались.
1/14 октября
ТРИДЦАТАЯ, СЛАВА БОГУ, ЛИТУРГИЯ
Пост меня весьма ослабил. Но на душе спокойно.
Апостол и Святое Евангелие были - Богородичные (Евреям о скинии, Луки - о трапезе у Марфы и Марии).
Вся цель жизни христианина - быть скиниею Христа Бога. А все прочее не важно. Это есть “единое на потребу”, а все прочее - одна лишь “молва” и “попечение о службе мiру”. Аминь.
После Литургии пришел ко мне серб священник с дарами (мед, рыбу, сыр принес). Мы ныне с ним служили вместе Литургию. Я его уважаю и люблю, он ко мне относится с нежностью.
В прошлый раз он говорил мне, чтобы я послушался Митрополита Сергия: какова бы ни была власть, она послана или попущена Богом. А после он добавил: “Что бы ни делали, делайте по любви Христовой... Тогда добро будет побеждать зло, как бы велико оно ни было. Это христианское учение. Этот способ действия воздействует и на противника, и он покоряется истине Христова учения.
Да это и моя мысль была всегда. И из Р. прислали мне: “Ведь, товарищей по-настоящему никто не пожалел еще”.
Но епископ Михаил [49] решительно против. Однако доводы его неубедительны: он не считает власть советов властью “кесарей”. А это совершенно не основательно.
А когда ссылаешься на Апостольское учение, то он его не воспринимает внутренно: так далеко оно от нас.
- То было другое время. Христиан была маленькая кучка: они ничего не могли поделать!
Это совершенно не принципиально.
Когда я говорю ему про откровение пророка Иеремии, что Господь покорил всех Навуходоносору [50], а если кто не будет подчиняться ему, то Сам Господь будет наказывать за это, и что даже Господь повелел и молиться за пленивших, дабы и плененным жилось хорошо (Иер. гл. 27, 28 и 29), -то Владыка даже сердился на мои доводы.
Когда я указывал ему на пример Сербии, полоненной турками, он отвечал, что они “никогда не мирились с этим, а всегда боролись. Настоятели монастырей тоже принимали участие в этой политической борьбе: за это их сажали на кол в Белграде, на Калименгдане, по восемь дней они висели, мучаясь адски. И вот, наконец, свергли их иго”.
А я спросил его: “Ну, хорошо! А что же теперь у вас в Сербии поднялась вера и благочестие?” Он не подтвердил этого, но ответил: “Епископы и духовенство должны заботиться не только о вере, но и о нации”. - “Да, но прежде всего - о вере. И с этой точки зрения должно все рассматриваться”.