Два сорокоуста

В это время приехал один из самых убежденных противников подписки... Был большой разговор. В конце концов он убедился, что у меня МОТИВЫ ДОБРЫЕ; но боится, что враг ловит меня, дабы погубить в России.

Мне, под влиянием бесед и по совету о. духовника, пришла мысль - в дополнение к подписке написать объяснение о понимании “лояльности” и оставить за собой свободу христианской совести на случай, если практическое поведение мое потребует иного, чем могло бы подходить под понятие лояльности.

Так и сделал.

И моей душе стало спокойнее.

Послал тоже на Афон как материал для решения. Сказал, что буду ждать.

...Наконец отслужил сороковую Литургию 11/24 октября и по делам отправился в Шабац... В городе на душе было так ясно и отрадно от мысли о послушании... И я еще послал письмо, что, по-моему, нужно исполнить послушание. Иногда же вырывались темные мысли.

Так кончился святой сорокоуст.

Письма на Афон приложены в другой тетрадке (“синей книге”)... Там можно их прочитать.

Получил 19/Х телеграмму: идет ответ с Афона. Да будет воля Господня!

21 октября/3 ноября

Вечер... Получил ответ... Но читать не буду ныне... Нужно помолиться. Завтра отслужу Св. Литургию... и прочту...

- Ну, куда ты “лезешь”?

На престол Вселенских святителей! Кто ты такой?! Тогда я готов был чуть не отказаться от архиерейства, но и на это силы не было.

Утром измученный пошел исповедываться к о. Л. Хороший ласковый духовник... И он меня стал успокаивать.- Бог поможет! Бог поможет! Бог поможет! -только и говорил он... И стало легче. А в день хиротонии [57] прежний духовник, опытный старец о. А. Д., когда я ему рассказал о смущении, прямо заявил: “Это от врага, святый Владыка!” И вдруг у меня точно раскрылись очи, и я радостно увидел правоту его слов.

... А в сей раз? ...Не опытен я.

22 октября / 4 ноября

Праздник Казанской Божией Матери. Праздник спасения России. Что даст мне Заступница усердная в письме? Какова воля будет Божия? Но прежде, чем прочитать запись, еще нечто пережитое за последние дни, чтобы не быть связанным в передаче этого. Отслужил Литургию и молебнов совершил несколько.

Пресвятая Богородице, помоги мне!

Припоминаю кое-что опущенное. В самый день конца сорокоуста, после молебна, кажется, я вдруг ощутил помысл маловерия... Это было так неожиданно. Я смутился... А некий голос будто сказал внутри: “Как же хочешь идти на крестные страдания, когда еще и вера несовершенна у тебя?! Лучше смириться и отойти от непосильного креста!”

... И это мне показалось правильным: в самом деле: куда же мне?!