Два сорокоуста

А в России теперь возвратились к вере Христа, как единому на потребу. Этим можно объяснить взгляд и Митрополита Сергия на всю жизнь эту, как на “суетную”, о чем писал в прошлом году.

Истинно суетная. Все же кончается!

Теперь хочу записать новые мысли, с какими я обратился бы к Митрополиту Сергию, если бы вопрос о лояльности был решен положительно, или если бы потребовалось писать для отсрочки новой.

А. Нужно исповедывать истину. Теперь это, может быть, главная заповедь Христова, покрывающая все грехи.

Б. Именно: несомненно есть “недоумения” в послании (а лишь нужно понимать под углом толкования послания)... Не все можно не только оправдать, но и принять у советской власти, например: борьбу против веры, брака, обучения закону Божию и т. д.

В. И это соблазняет эмиграцию. Нужно все это сказать прямо. Иначе будет лицемерие утаивания, да и свяжет это тебя на будущее.

Г. А лояльность может принять Митрополит Сергий в России совершенно законно христиански.

Д. Здесь же лояльность, даже по отношению к местной власти, должна стоять на первом месте. Это очевидно: я обязан молиться и за Краля, и за Скупщину (см. Иеремию). Но, с другой стороны, прав и Митрополит Сергий, ибо если мы нераздельная часть Русской Церкви, то обязаны считаться с нею, с ее пользою. Ведь и в плену Вавилонском иудеи “плакали при вербах” об Иерусалиме.

Е. Да и с эмиграцией нужно не считаться. В частности, и мне, ибо я был один из нее и идейно поддерживал ее.

Вот все эти мысли обработать нужно: а) писать правду, хотя б) и считаться с обстановкой.

Главное: совесть должна быть спокойной. Да и тем не безполезно слушать правду.

Еще: приходили не раз мысли: 1) Митрополит Сергий прав, но 2) мне непосилен сей крест; 3) посему нужно смириться, а 4) в частности, положиться на решение старцев.

Ныне Казанская Божия Матерь. Я получил письмо под Казанскую. Читать буду сейчас, в Казанскую... И во сне было видение Казанской Божией Матери. Не совпадение ли?

Настроение в общем мирное: что бы ни было... Но нередко бывали и минуты тяжелые - при мысли о подписке. Воля Божия да будет за молитвы Богородицы и всех святых!

А теперь с молитвою прочитаю решение. Господи, благослови!

Аминь! Да будет воля Божия!

Прочитал. Слава Богу! Какая милость Божия! Но буду писать через три дня... А почему? Тогда будет видно! Воля Господня да будет!

Ответ мало ожиданный! Но сие - милость Божия!

Святые отцы “во имя Отца и Сына и Святаго Духа” порешили НЕ СВЯЗЫВАТЬ меня своим решением, а возложили все на Бога. Мне же дали совет: в течение 3 дней поститься и молиться, чтобы Господь Сам открыл в сердце моем волю Свою.

И молитву дали особую... Все эти письма хранятся у меня (см. подлинники).

Я сделал по их воле.