«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
Угождать чреву можно не только неумеренным употреблением пищи и питья, но также изысканными, прихотливыми блюдами и разными сластями, хотя бы все это употреблялось и в небольшом количестве.
Опасность и обширность этого порока, а также и вред, происходящий от него, чрезмерно велики, хотя многие представляют этот грех незначительным.
Священное Писание строго относится к нему и воспрещает его.
Святой пророк Иезекииль полагает пресыщение в числе беззаконий Содомских.
Беззаконие Содомы, — говорит он, — гордость, в сытости хлеба и в изобилии вина (Иез. 16, 19).
Чревоугодие явно осуждается Самим Господом Иисусом и представляется гибельным для христианина: горе вам, пресыщенные ныне, ибо взалчете (Лк. 6, 25).
В другом месте тот же Евангелист пишет: смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот (день страшного суда) не постиг вас внезапно (21, 34).
Не пресыщайтесь всякою сластию, — поучает святой Иисус, сын Сирахов, — и не бросайтесь на разные снеди, ибо от многояде- ния бывает болезнь, и пресыщение доводит до холеры.
В Послании к филиппийцам (3, 19) апостол Павел прямо именует чревоугодников идолослужителями: их конец — погибель, их бог — чрево, и слава их — в сраме — и ставит их наравне с сребролюбцами, прелюбодеями, ворами и разбойниками (1 Кор. 6, 9).
Святой Иоанн Златоуст говорит: «Диавол ничего так не любит, как роскоши и пьянства; потому что никто не может так хорошо исполнить его злой воли, как пьяница.
Любящий есть и пить угоден диаволу...» Вот как говорит святой пророк Моисей о народе израильском, забывшем Бога в изобилии своем: И ел Иаков, и утучнел Израиль, и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его и презрел твердыню спасения своего (Втор. 32, 15).
Говоря о чревоугодии, нельзя не сказать и о пьянстве, гнуснейшем пороке.
Даже язычники осуждали порок пьянства.
Философ Анахарсис говорил, что вино приносит три плода: увеселение, опьянение и горькое раскаяние.
Священное Писание, говоря о вине, не только воспрещает упиваться им, но даже смотреть на него и любоваться.
Не смотри на вино, — говорится в притчах Соломона, — не смотри, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид (23, 31).
Действительно, следствия пьянства ужасны.
У кого вой?
у кого стон?
у кого ссоры?
у кого горе?