Popular psychology for parents

Однако нельзя бросаться и в противоположную крайность: фиксировать внимание ребенка на половых органах людей и животных и развивать чрезмерный интерес к половой сфере.

Отношение к обнаженному человеческому телу — результат влияния тех стереотипов поведения, которые существуют в семье ребенка и ближайшем его окружении. При грамотном и умном нравственном руководстве со стороны взрослых у ребенка будет формироваться здоровое отношение к половым различиям.

Французский писатель Габриэль Шевалье в своей веселой книге о веселой шалунье Пом пишет: «В мое время, еще не столь далекое, строение человеческого тела было покрыто тайной. По одну сторону были девочки, по другую — мальчики; их никогда не путали и тщательно прикрывали штанишками их наготу. Нам внушали, что тело человека состоит из двух частей. Одна — духовная — расположена выше талии, и в ней–το размещаются все благородные органы. Другая — дьявольская и плотская — находится ниже, и порядочному человеку не следует на нее глядеть. К этому добавляли, что у девочек площадь сатанинской части постепенно разрастается и к тому времени, как они становятся взрослыми, доходит до шеи. Лицо — вот единственное, на что можно смотреть, не нарушая приличий.

Пом росла в окружении мальчуганов, которые показывали свою наготу с той же безмятежной невинностью, что и младенцы Иисусы на картинах итальянских художников. Я думаю, что те невинные мальчишеские атрибуты, которые красуются у младенцев Иисусов на полотнах знаменитых живописцев и которые кроткая дева Мария являет человеческому взору со спокойной гордостью матери, никогда и никого не шокировали…

Будучи еще малышкой, Пом как–то заявила матери:

— Мама, мне хотелось бы стать мальчиком.

— Это еще почему?

— А чтобы у меня был крантик, как у Бербера.

— Какой крантик, Пом?

— Чтобы делать пи–пи.

Было бы бесполезно доказывать, что она плохо разглядела… Это маленькое чудовище Бербер охотно играл на террасе в поливку, орошая траву и букашек падающими струями своей ниагары, и от Пом, конечно, не могло ускользнуть, каким образом он это делает. И она огорчалась, что не может доставить себе подобного удовольствия.

В отличие от многих родителей папа и мама не стали бранить Пом и уверять ее, что грешно рассматривать некоторые части тела и даже называть их. Они полагали, что подобные разговоры насторожили бы девочку и лишь приковали бы ее внимание к тому, о чем ей следовало бы забыть. Ей попросту сказали, что мальчики и девочки устроены по–разному и что позднее, когда она станет взрослой, у нее будут свои преимущества».

Дети задают родителям вопросы о различии полов, происхождении детей и т. д. Многие дети обсуждают эти вопросы между собой. Такое естественное любопытство к вопросам пола должно правильно удовлетворяться взрослыми. Поэтому полезно заранее формулировать ответы на возможные вопросы детей, отвечать спокойно, без эмоционального напряжения и чувства неловкости.

Половое воспитание является одной из наиболее сложных сторон общего нравственного воспитания ребенка. Современные родители должны бороться с бытующими предрассудками полового воспитания детей. Стереотипы предрассудков, связанных с половым воспитанием, берут свои корни в христианской морали, в которой телесный «низ» является источником греха и порока. Взрослый должен серьезно относиться к этой проблеме нравственного воспитания личности. Родителям надо освободиться от чувства неловкости, понять, что, стыдясь и страшась этой темы, они воспитывают такой же стыд, такой же страх у детей.