Пять путей к серцу подростка

Серена учится в старшем классе школы. Она так говорит о своих родителях: «Я смотрю на свою комнату и вижу постоянные напоминания о том, что родители любят меня. Мои книги, компьютер, одежда — все это подарили мне они за последние несколько лет. Я до сих помню тот вечер, когда они подарили мне компьютер. Мой отец уже его под­ключил, а мама обернула золотистой бумагой. Ког­да я перерезала ленточку, на экране компьютера было написано: «С днем рождения, Серена. Мы лю­бим тебя».

Райан, четырнадцать лет: «Я знаю, почему я уверен, что родители любят меня: они мне столько всего дарят. Часто они делают мне сюрприз — по­купают то, что я хотел бы иметь. И потом важно да­же не то, что они мне дарят, а как они делают это. В моей семье очень большое внимание уделяют по­даркам, и не обязательно на день рождения».

Джефф, семнадцать лет, гордится семейной машиной: «Эта наша общая машина, — объясняет он. — Мы с папой вместе ее покупали. Коврики для машины мне подарила сестра, чтобы отметить по­купку. На семнадцатилетие мама и папа подарили мне автомобильную стереосистему».

Шонн, пятнадцать лет, учится в восьмом классе. У него много проблем со здоровьем, и он часто про­пускает школу. «Я знаю, что у меня много проб­лем. Большинство ребят в моем возрасте играет в футбол. В школе я на год отстаю от других ребят моего возраста. Но все равно я самый счастливый на свете. Мои родители любят друг друга, любят меня и мою сестру. Они все время делают мне не­ожиданные подарки. Я хорошо разбираюсь в ком­пьютерах, но каким-то образом папа всегда нахо­дит новые программы раньше меня. Когда на столе горит свеча, я всегда знаю, что после ужина у нас будет праздник. Обычно, когда папа находит но­вую программу для меня, мы устраиваем вечерин­ку и празднуем это».

Глава восьмая. Как узнать верный путь к сердцу вашего подростка

- Я не представляю себе, как можно опреде­лить ее «родной язык любви», — сказала Мюриэль о своей четырнадцатилетней дочери, Кайле. — Мне кажется, что она каждый день но­вая. Вчера она одна, завтра — совсем другая. Она такая изменчивая, я никогда не знаю, чего от нее ждать.

Обнаружить «родной язык любви» подростка не так просто, как в случае с ребенком младшего воз­раста. Подростки похожи на Кайлу — они пережи­вают переходный период. Когда человек находится в таком состоянии, когда его восприятие внешнего мира меняется в зависимости от внутренних изме­нений мыслей, чувств и желаний, когда он нахо­дится в поиске равновесия — его реакция может быть самой неожиданной.

Вспомните самого себя в ночь перед длительным путешествием. Вспомните, как вы реагируете на нормальное поведение супруга и детей. Скорее все­

го, ваши ответы будут более резкими, отрывисты­ми; вы будете возбуждены и, может быть, даже не­сдержанны. Для вас это не нормальное поведение, но, если кто-нибудь в этот момент попытается опре­делить ваш «родной язык любви», он будет сбит с толку вашей реакцией.

ПРОБЛЕМЫ

Непостоянство подростков

Большинство подростков не может обрести рав­новесие в течение нескольких лет. Иногда эмоцио­нальная нестабильность столь велика, что подрост­ки реагируют на ситуации совершенно непредска­зуемо. Как взрослые люди, мы предполагаем, что если кто-то положительно отреагировал на наше поведение в прошлом месяце, то он отреагирует также и в этом. Это справедливо для взрослых, но не для подростков. Реакция подростка в значитель­ной степени зависит от его настроения, а настрое­ние может измениться несколько раз в день. То, что он мило принял за завтраком, за обедом может от­вергнуть.

В переходном возрасте отношения быстро меня­ются, изменчивы и эмоции. Желания тоже непо­стоянны. Вчера для него самым важным на свете было получить пару баскетбольных туфель опреде­ленной фирмы. Он так настаивал на этом, что вы забросили все свои планы и пошли в магазин. Через два дня подросток идет на баскетбольный матч в старой поношенной обуви, и вы качаете головой: «Не понимаю я этого парня!» Попытки Мюриэль понять Кайлу — типичный пример обескуражен­ности родителей, которые стараются найти кон­такт с нормальным подростком, вовсе не кажу­щимся нормальным.

Тяга к независимости