Пять путей к серцу подростка

Помимо изменчивого настроения, желаний и поведения, родителям становится трудно опреде­лить основной «язык любви» подростка также из-за его растущего стремления к независимости. Мы уже несколько раз упоминали об этом в преды­дущих главах. Освобождение из-под влияния роди­телей и формирование самостоятельной личности

— нормальный процесс, происходящий в отрочес­кие годы.

Кайла больше не хочет быть просто дочерью Мю- риэль. Она пытается стать личностью, независи­мой от матери. Независимость — это обязательный шаг на пути к самоопределению.

Находясь в процессе поиска собственной инди­видуальности, она пытается решить, кем хочет быть, а возможностей много: «Кайла — звезда бас­кетбола», «Кайла — сердечный друг», «Кайла — отличница», «Кайла — блондинка с короткой стрижкой», «Кайла — танцовщица» и т. д. Кайла еще не решила, которой из этих многих личностей она хочет быть, поэтому склоняется то к одной, то к другой возможности. Когда она думает о себе как о Кайле — звезде баскетбола, может быть, ей не хо­чется общаться с матерью. Когда же она — Кайла

— сердечный друг, она может быть очень отзывчи­вой. Таким образом, стремление подростка к неза­висимости и растущее чувство индивидуальности часто делают задачу определения основного «язы­ка любви» чрезвычайно трудной.

Нелюдимые и озлобленные подростки

Иногда кажется, что подросток вообще не жела­ет видеть никаких проявлений любви. Вы говорите ему слова поощрения, а он отвечает: «Хватит слю­ни распускать» или: «Ты меня позоришь». Вы пы­таетесь обнять его, а он растопыривается, как как­тус. Вы делаете ему подарок, а он механически го­ворит: «Спасибо». Вы спрашиваете, не пойдет ли он пообедать с вами, а он говорит: «Я обедаю с друзьями». Вы можете спросить, не пришить ли ему на рубашку пуговицы, а он отвечает: «Мне не нужны пуговицы». Вы попытались использовать все пять путей, и везде вас отвергли.

Иногда подросток не желает принимать изъяв­ления родительской любви, потому что между ва­ми есть какая-то неразрешенная проблема, он из-за чего-то сердится. (Мы обсудим это подробнее в гла­ве 9-й.) Но чаще всего причина отказа подростка от вашей любви — его переменчивое настроение, не­постоянство мыслей и желаний, стремление к неза­висимости и самостоятельности. Короче говоря, это просто подросток.

К счастью, у большинства подростков бывают моменты просветления, когда они откликаются на попытки родителей выразить свою любовь. Еще не все пропало. Вы можете определить «родной язык любви» своего подростка.

ИЗМЕНИЛСЯ ЛИ ЕГО «РОДНОЙ ЯЗЫК ЛЮБВИ» С ДЕТСТВА?

Я предполагаю, что большинство родителей, чи­тающих эту книгу, читали также другую — «Пять путей к сердцу ребенка». Возможно, когда ваш подросток был маленьким, вы определили его «родной язык любви» и свободно говорили на нем несколько лет. Теперь вы думаете: «Неужели „род­ной язык любви44 моего ребенка изменился?» Нет, не волнуйтесь. Не изменился. Я представляю, что многие из вас скажут: «Но я делаю то же самое, что и тогда, когда он был ребенком, а он не реагирует». Я понимаю это и собираюсь поговорить об этом че­рез некоторое время. Но сначала позвольте заве­рить вас, что «родной язык любви» не меняется, когда ребенок становится подростком.

Почему кажется, что «родной язык любви» у подростка изменился

Есть несколько причин, по которым родителям иногда кажется, что «родной язык любви» подро­стка изменился. Прежде всего, подросток может отклонять изъявления любви на том самом «язы­ке», который раньше наиболее эффективно удов­летворял его потребность в любви. Это сопротив­ление можно объяснить теми причинами, о кото­рых мы уже говорили: изменчивым настроением, непостоянством мыслей и желаний, растущей не­зависимостью и самостоятельностью. Фактически подростки могут временно уклоняться не только от изъявлений любви на своем « родном языке », но во­обще от изъявлений любви.

Есть и вторая причина, по которой может пока­заться, что «родной язык любви» подростка изме­нился. Когда человек получает достаточно любви в общении на своем «родном языке любви», времен­но может выйти на первый план его «второй язык любви».