Стóит быть отцом
Конечно же, муж может упрекать ее в том, что она выбирает объектом своих действий не только его. Пока она с самопожертвованием служит ему, по его мнению, все в порядке. Он даже не выражает недовольства по поводу «чрезмерного» самопожертвования. Но если активность жены переносится на удовлетворение чьих-то потребностей - даже тогда, когда муж признает необходимость нести помощь - но с ущербом для его интересов, могут появиться проблемы. Даже в таких неоспоримых случаях, как, например, помощь больной матери мужа. Наверное, не найдется более невинной ситуации: жена с самопожертвованием заботится о больной матери мужа, но... не успела сварить обед. «Ты не преувеличиваешь со своей заботливостью?» Муж даже в такой ситуации начинает упрекать ее за то, что она посвящает свое время кому-то вне дома.
А если это больная соседка? «Глупая ты, наивная, позволяешь себя эксплуатировать!» Он ей объясняет: «У этой соседки взрослые дети, которые живут на соседней улице». Может быть, так оно и есть. Если у соседки взрослые дети, то, помогая ей, в определенном смысле, антивоспитываем их, отнимая у них возможность позаботиться о больной матери. Если это действительно так, то мужчина должен помочь жене понять ситуацию: «Дорогая, не пойдем к ней, давай лучше дадим шанс ее взрослым детям. Если будет совсем плохо и будет необходимо, то пойдем и поможем, но знаешь, лучше сначала дадим им шанс», а не упрекать жену.
Муж должен радоваться, что жена готова вмешаться в каждую ситуацию, где сердце подсказывает, что нужна ее помощь. А он, спокойно взвесив аргументы, должен сказать: «Туда не пойдем, они и без нас обойдутся, а здесь действительно нужно помочь». Это - задача мужчины. Но чаще всего эти вопросы становятся предметом упреков со стороны мужа.
И еще одна характерная черта женщины - это ее работа и отдых. Она любит работу разнообразную, где постоянно происходит что-то новое, и плохо переносит монотонную работу, например, на конвейере. Такие занятия для нее ужасны. Конечно, женщины выполняют и такую работу, но она приносит им гораздо меньше радости, чем работа, требующая что-то организовывать, расставлять, выполнять много действий одновременно, часто вставать, ходить, двигаться, что -то делать. Женщина прекрасно это переносит и, устав от одного занятия, отдыхает, выполняя следующее. Может отдыхать также в промежутках между разными занятиями, может на минутку присесть, отложить работу. И хотя это происходит довольно часто, ей удается быстро отдохнуть.
У мужчины все происходит совершенно иначе. Когда он начинает работу, это должно быть великое дело, а не мелочи - мелочами может заниматься женщина. Он должен творить великие дела. Современные обычаи, хотя сами по себе разумные, чтобы муж помогал в кухонных и домашних делах, на практике выглядят совершенно безнадежно. Муж возвращается с работы усталый, а жена ему: «Присядь, милый, возле меня, и расскажи, как там», - а сама продолжает готовить ужин. И при этом постоянно: «Подай мне соль, подай мне сахар, и еще вон ту коробочку с верхней полки». И муж становится «мальчиком на побегушках». Для мужчины нет занятия хуже, чем «побегушки», причем побегушки у женщины. Психологически для него это невыносимо.
Он охотно поможет, но перед ним нужно поставить конкретную задачу. Со стороны женщины требуются определенные усилия придумать такую задачу, чтобы он сел и работал. Например, почистить 10 кг картошки. Он будет чистить, и почистит, и будет доволен - такую работу сделал, куча картошки, и так порядочно очищена. Но горе, если во время этой работы жена его попросит: «Оставь на минутку эту картошку и подай мне соль». Пожалуйста, не делайте этого. Не удивляйтесь, что это раздражает каждого мужчину. Один сразу взрывается, другой старается заглушить свое раздражение, но каждому это неприятно. Он ведь занят настоящим делом, и не отдохнет, пока не закончит. Он может «пахать» много часов подряд, и он должен это закончить.
А когда закончит, он должен отдохнуть. Этого женщины тоже не понимают, и поэтому наносят мужьям (и мужчинам вообще) много обид. Рассмотрим такой пример. Муж и жена получили участок, 450 квадратных метров целины с монокультурой лебеды или другого сорняка. Поехали с самого утра, муж взялся за дело - он с этим справится. А она только легкую работу выполняет, здесь что-то обтрясет, здесь в кучу соберет, а он копает и копает. Он не может позволить себе отдохнуть, потому что дело нужно закончить. И злится на жену, потому что она постоянно - то птичка, то бабочка, то с соседкой поболтать. «Я могу работать, а ты должна так часто отдыхать?» Да, она должна часто отдыхать. Женщина даже легкой работы не может делать целый день, если она монотонна. Не может так, как он, ей необходимо отдохнуть, сменить занятие.
Вечером возвращаются домой, муж валится на диван, а жена суетится, готовит ужин. И, конечно, выражает недовольство: «Я тоже целый день работала, а теперь должна готовить ужин, а ты говоришь, что должен полежать на диване». Да, он должен. Он может интенсивно работать, но потом должен интенсивно отдыхать.
Когда мужчина работает (неважно, как: физически, умственно или как-нибудь еще) он всегда устает. Мужчина - например, врач - дежурит, и хотя ничего не произошло за время всего дежурства, он возвращается домой усталым. Он постоянно был начеку, готов ко всему. Женщина может при этом отдохнуть, здесь почитает, там еще что-нибудь сделает. Ей легче отвлечься и быть готовой сразу же, как только ее позовут. А мужчина постоянно «на работе», и он по-настоящему устает.
Мужчина возвращается домой с работы... Мудрая женщина, жена, позволит ему прилечь или сесть в удобное кресло: «Дорогой, отдохни!» Женщины могут возмутиться: «Какая же в этом мудрость? Ведь дома столько дел: розетку привинтить, лампочку заменить, стиральную машину починить... Когда он это все сделает? Вернулся домой, свободен, пусть займется этими делами, они ведь нетрудные». И тогда муж до вечера будет слоняться по дому злой, и злым пойдет спать, так ничего и не сделав. Он просто не в состоянии ничего толком сделать, вернувшись домой усталым. Даже если что-то начнет, то скорее всего испортит. А если мудрая жена позволит ему сперва отдохнуть, ничем не нарушая его интенсивного отдыха, то через полчаса муж будет готов со свежими силами сделать в доме множество дел. Ошибкой и недоразумением было бы мерить его своими мерками: раз я могу отдыхать, делая разные вещи, то и он может.
Момент, когда «папа отдыхает» - это прекрасный предлог, чтобы помочь детям успокоиться хотя бы на полчаса в день. Тихо, папа отдыхает! Нашим детям очень не хватает спокойствия. И можно одновременно достичь нескольких целей: возбудить уважение к отцу, принудить детей к спокойному поведению, и получить отдохнувшего мужа в хорошем настроении. Одно из отрицательных последствий, какие приносит шумная музыка (а многие прямо купаются в ней с утра до вечера), связано с тем, что человек не слышит голоса своей совести - не говоря уже о голосе Бога - и перестает прислушиваться к внутреннему голосу, заглушает его шумом. Поэтому момент тишины в доме очень нужен, дети должны этому научиться.
Когда перед мужчиной стоит несколько задач одновременно, то, в отличие от женщины (которая думает, как ей организовать работу, чтобы сделать все сразу - и часто у нее это прекрасно получается), он думает, как сделать так, чтобы чего-то не делать. Не будем задумываться, какова причина такого мышления - то ли лень, то ли творчество, а может, их сочетание. Например, если мужчина вынужден много стирать, то он не хватается быстрее за стирку, а придумывает стиральную машину. А почему в ней потом стирает жена, это уже совсем другой вопрос.
Во всяком случае, мужчина думает, как преобразовать поставленную задачу. Это подходящий случай, чтобы он мог внести изменения в функционирование дома, и почувствовать удовлетворение, что он в этом доме что-то значит, что может быть организатором. Но большинство женщин, к сожалению, этому препятствуют, продолжая делать по-своему, как научили их мамы, которые, в свою очередь, научились от своих мам.
Есть один симпатичный анекдот. Муж спрашивает жену: