Аномалии родительской любви

Самое печальное для пастыря, взявшегося за кропотливый труд помощи шизофренику, происходит тогда, когда последний подходит к границам значительного изменения. Семья (как правило, мать), даже на расстоянии тысячи километров, интуитивно чувствуя это,[50] находит способ забрать его от духовника для того, чтобы обратно ввергнуть в болезнь посредством восстановления внутрисемейных психопатических отношений. Пастырская помощь впавшему в заболевание и отключившемуся от внешнего мира шизофренику требует значительной отдачи. Когда же шизофреник возвращается в круг семейных отношений, в обыденную жизнь, все кропотливые усилия священника порой сходят на нет.

О поведении родственников при остром приступе душевной болезни

Отдельные душевнобольные неожиданно ста­новятся опасными для самих себя, иногда могут совершать антисоциальные действия под влиянием «го­лосов».[51] Другие больные угрожают окружающим, нередко из-за переживаемых ими идей преследова­ния, нападая, якобы, с целью самообороны. Кризисным сле­дует считать случай, когда больной проявляет агрес­сию, стремится к нападению или самоубийству. Часто такие ситуации наступа­ют тогда, когда больной находится в состоянии спу­танности, возбужден или впадает в оцепенение, пе­реживая как бы сон наяву, и не осмысливает своих действий.

В таких случаях необходимо прежде всего кратко призвать помощь Божию и исполниться внутренней уверенностью в уповании на то, что все, что происходит, так же как и исход происходящего — в руках Его всемогущего Промысла. Затем нужно немедленно вызвать врача.

Если врач почему-либо запаздывает, а больной проявляет опасные для себя и для других действия, необходимо применить физическую силу — в этом будет проявление любви и по отношению к нему, и по отношению к окружающим людям, которым может быть нанесен ущерб. Но для этого необходима твердость и решительность, оправданная и святыми отцами в подобных ситуациях.[52] Промедление может стоить одной или нескольких жизней.

К сожалению, насильственное помещение психически больного человека в лечебницу, если он не совершил уголовно наказуемого преступления, по действующим законам невозможно. Родственник душевнобольного человека вынужден лично решать, что делать, что предпринимать в том или ином случае.

Важно, чтобы родственник душевнобольного человека осознал свою ответственность за ситуацию и действовал уверенно, с дерзновением, без страха перед больным. При этом важно исключить личные чувства и эмоции из взаимодействия с больным, действовать исключительно с позиции целесообразности тех или иных, возможно, «непопулярных» с точки зрения больного, действий.

Иногда присутствие знакомых, соседей или дру­зей помогает близким больного обрести чувство уве­ренности. Особенно нуждаются в помощи и поддерж­ке в экстремальных ситуациях одинокие родители больных.

О поведении родственников при затяжных психических заболеваниях

В этом случае родственникам больных нужна постоянная поддержка, постоянная помощь. Живя с душевнобольным человеком, родственникам нередко приходится «подстраиваться» под его ценностный мир, говорить с ним на его языке. В связи с этим существует реальная опасность, что язык больного, его психический мир постепенно могут стать языком и психическим миром опекающего его родственника. В связи с этим настоятельно рекомендуется ни в коем случае не замыкаться исключительно в рамках опеки душевнобольного родственника, но поддерживать интенсивные личные контакты с другими людьми, общение с друзьями, знакомыми, родственниками.

Необходимо также поддерживать связь с лечащим врачом больного, не стесняясь быть излишне навязчивым, консультироваться с ним по каждому волнующему поводу.

Всеми силами нужно стараться не потерять на длительное время собственный ритм жизни из-за болезни близкого человека. Необходимо, по возможности, сохранить свои дружеские связи и привычным образом исполнять свои обязаннос­ти вне дома.