Аномалии родительской любви

Даже тогда, когда родственникам очень трудно оставить больного на время одного, преодоление воз­никающих при этом опасений оказывается полезным для обеих сторон. При всей готовности к компромис­сам не следует существенно нарушать привычный жизненный ритм и распорядок дня семьи (например, время еды, сна, уборки, гигиенических процедур). Порядок внешней жизни должно противопоставить хаосу внутреннего мира больного.

Главную проблему для близких родственников душевнобольного составляют отнюдь не кризисные ситуации. В значительно большей степе­ни это относится к трудностям в связи с затяжными расстройствами (так называемыми негативными симп­томами — пассивностью больного, замкнутостью, причудами).

Иногда трудности могут быть обусловлены конф­ронтацией больного с отдельными людьми или груп­пами людей. В других случаях больного обременяет чрезмерная заботливость родных, их попытки «влезть в душу», а также предъявляемый больному высокий уровень требований.

Определите правила жизни и поведения больного

Следующие правила можно предложить как руководство к практической деятельности в опеке душевнобольных людей их родственниками.

* Просите как можно больше людей, особенно священников, молиться о вас и о вашем больном. Молитвенная помощь других людей будет давать вам силы нести свой крест, чувствовать, что вы в этом мире не одни.

* В сложных случаях ищите оптимальные решения. Для некоторых больных, склонных к бреду или стра­дающих периодическими обострениями заболевания, в отдельных случаях имеет смысл медикаментозное лечение. Исследования подтвердили, что длительное, иногда многолетнее медикаментозное лечение существенно снижает частоту обострений. Поэтому пациенту полезно, чтобы предложение принимать лекарства делалось близкими недвусмыс­ленно и открыто. В случае необходимости больному следует напоминать о приеме препаратов. В опреде­ленных случаях родственникам приходится брать на себя обязанность выдавать больному каждую разо­вую дозу. Если нет уверенности в том, что больной самостоятельно регулярно принимает лекарства, то об этом необходимо сообщить лечащему врачу. Вра­ча следует информировать и о появившихся побоч­ных действиях препарата. Если больной, в силу своих болезненных соображений, считает лечение излишним, и если в исключитель­ных ситуациях принуждение становится неизбеж­ным, то оно, при участии врача, должно быть спо­койно и аргументировано разъяснено больному и затем выполнено.

* Держите в отношениях с больным четкую позицию. Некоторые больные, например шизофреники, редко теряют обостренную чувстви­тельность и хорошую наблюдательность даже в случа­ях далеко зашедшей болезни. Быть больным не значит утратить интеллектуальные способности и умение вчувствоваться. Больные шизофренией хорошо разли­чают неискренность, неестественность и несправед­ливость окружающих и нередко реагируют на них раз­дражением, недоверием, отказом от контактов. Напротив, определенность возвращает им некоторую устойчивость в адекватном восприятии окружающего мира.

Правило «держать с больными четкую позицию» означает также, что родственникам нужно определить четкие правила внешнего поведения для больного и четко (настойчиво, но безэмоционально) требовать их исполнения.

* Больного в его жизненном обиходе не освобождайте от ответственности. В подавляющем большинстве случаев нет основания для преувеличенных страхов. Однако нет вреда для больного, если родственники и знакомые не скрывают от него сво­ей озабоченности. Гораздо хуже отрицать такое чув­ство, так как оно становится очевидным и вы­ливается наружу, укрываясь за чрезмерной заботливостью или враждебностью.

Следует терпимо относиться к тому, что больной сам определяет себе диету или не садится за общий стол, хотя давать ему такой совет нельзя. Однако не следует специально готовить для больного отдельную еду, которую он намерен принимать в ночное время. Чудачества боль­ного только тогда имеют действительно отрицатель­ные последствия, когда члены семьи приспосабли­ваются к этим «искаженным» привычкам. С другой стороны, нужно только оценить, насколько трудно поддерживать в быту установившийся распорядок дня, когда соответствующие заботы уже преодолены со­вместно. Иногда бывает полезно составить план до­машних дел на день или неделю. При этом в плане должно быть непременно указано, какие обязаннос­ти возлагаются на больного.

* Лучше меньше, да лучше. В связи с личным участием в делах больного и идентификацией с его судьбой родственники в боль­шинстве случаев стремятся к скорейшей «нормализа­ции» тяжелой, обременительной обстановки. Желая достигнуть лучшего для больного результата, члены семьи нередко переоценивают свои возможности влиять на течение болезни и обвиняют себя, если улучшение наступает медленно или не наступает вов­се. Поэтому они подвергают себя опасности некритического отношения к возникшим трудностям, так как возлагают на больного слишком большие надежды.

Снижение уровня ожиданий и уменьшение требований, предъявляемых больному, как правило, дают ему возможность лучше справиться со своими расстройствами. В этой си­туации справедлива пословица «Лучше меньше, да лучше».

Больной и его семья должны выработать реальное пред­ставление о его возможностях. Только немногие больные шизофренией восстанавливают способность справиться с той нагрузкой, которая была для них при­вычна до заболевания. Больной должен быть защищен от необоснованных ожиданий, поддерживаемых родны­ми и друзьями.