Letters (Issues 1-8)

У Афонцев есть книги: Путь ко спасению (очерк Аскетики); Что есть духовная жизнь; Письма о духовной жизни; Невидимая брань. Приобретите их и учитесь из них, не знать, а делать.

Еще: чем обеспокоеваема бывает совесть, все то тотчас надобно оставить. К сему разряду, думаю, относится все, что вы навязали на себя, после смерти старца.

Того, что считается необходимым в деле спасения и преуспеяния, нельзя миновать никоим образом, как ни прикрывай то, надо исполнять.

Молитва Иисусова, в силе своей, является не в начале, а в конце преуспеяния, как цвет и плод. Ей предшествует тяготение внутрь.

Благослови вас, Господи! Спасайтесь! Прошу помолиться о моей многогрешности.

Е. Ф. 22 дек. 86 г.

895. Существо молитвы. Много ли внимания надо отдавать внешним приемам при совершении молитвы

Милость Божия буди с вами!

Молитва - дело внутреннее. Все, что при этом делается внешне, к существу дела не принадлежит, а есть внешняя обстановка.

Все, что бывает будто хорошего от этой внешности, кажется только хорошим, а не есть. Потому на это никакого внимания обращать не должно.

То, что вы делаете, лучше бросить. Главное, в чем надо упражняться, есть память Божия, или хождение в присутствии Божием. Старайтесь приобресть навык всегда быть в сознании и чувстве, что находитесь под оком Божиим, проникающим всю глубину вашего сердца и все внутренние движения ваши видящим.

Молитва Иисусова стоит в числе средств к успеху в навыке ходить пред Богом.

Все, что надо знать о производстве сей молитвы, находится в книге о невидимой брани. Там и посмотрите.

Главное тут: стать вниманием в сердце и взывать к Господу, везде сущему.

Лучше стоять, чем сидеть. О дыхании, положении головы и прочем лучше не думать совсем. А все внимание обратить на внутренний строй.

Корень доброго внутреннего строя есть страх Божий. Его надо сделать неотходным. Он будет все держать в напряжении и не даст распускаться ни членам, ни мыслям, созидая бодренное сердце и трезвенную мысль.

Но всегда помнить надо и чувствовать, что успех в духовной жизни и во всех ее проявлениях есть плод благодати Божией. Духовная жизнь вся от Пресвятаго Духа Божия. У нас и свой есть дух, но бессильный. В силу вступает он, когда осенит его благодать.

Спасайтесь!

Ваш доброхот Е. Феофан. 26 февр. 87 г.