Letters (Issues 1-8)

Храните память Божию и память смертную. От них страх Божий будет в силе. От страха - внимание к себе и всем делам своим, мыслям и чувствам. От сего трезвенная благоговейная жизнь. От сей - страстей подавление. От сего - чистота. От чистоты - с Богом пребывание, не мыслями только, но и чувством.

Трудитесь. Труд все преодолевает с Божиею помощью.

Когда исполняете правило св. Пахомия, то дома только это делайте, а в церкви идет уже правило, т.е. служба. И с своим туда примешиваться не след. В церкви внимайте тому, что читается и поется, и сообразные с тем держите мысли и чувства. Когда неразборчиво читают, свою молитву говорите Господу, или только мысленно с благоговением возноситесь к Нему, с поклонами. Старайтесь за всякою службою довесть сердце до разогрения, и по выходе из церкви блюсти его.

Все сие вы уже делаете. Я только напоминаю, утверждая, что так и должно.

Вы поминаете про поклоны. Поклоны надо класть. Ими подогревать надо сердце, когда оно станет охладевать.

Поклоны - телесная работа. С ними надо соединять мысль о Боге и чувство к Нему.

Образ воздержания, какой имеете, когда готовитесь к службе, не худ. Но не забывайте при сем паче душу приготовить: вера, страх Божий, дух сокрушен, предание себя Господу, и от Него чаяние помощи на дело сие, сим украситься подобает.

Поминаете про леность. Где есть ревность о спасении и страх Божий: там нельзя быть лености: места ей нет. Скажите, кто видит, что в хате пожар, тот будет лежать, развалившись на печи?! Так и тот, кто страх Божий и страх смерти имеет, не может лениться в беспечности. - Этим и прогоняйте леность.

Св. Церковь не знает иноверцев и не поминает их, но, пока они живы, молится обще об обращении их. У иноверцев свои поминатели есть. Туда пусть обращается хотящий их поминать. Частные лица - родные, приятели - могут у себя молиться о них, творя это, как дело любви, и опираясь на что-либо достойное в поминаемых.

Господь да управит путь ваш!

Ваш доброхот. 27 дек. 88 г.

904. Недосуг святителя

Милость Божия буди с вами!

Не успел ответить я на первое письмо, се и второе.

Благодарствую за память, и готов бы ответить вам, но времени не имею. Столько собралось дела! Между тем к вам писать надо все важные рассуждения.

Подождите немного, пока опростаюсь. Тогда и начнем наши рассуждения.

Я могу работать только утром. Вечером моя голова гожа только на тараракание о чем простом.

Благослови вас, Господи!

Ваш доброхот. 17 мар. 89 г.