Letters (Issues 1-8)

Благослови вас Господи! Спасайтесь!

Ваш доброхот. 14 июн. 89 г.

906. Молитва духовная не зависит от телесного напряжения. О праве исповедывать послушников

Милость Божия буди с вами!

Молитва духовная не зависит от телесного какого-либо напряжения, как например, натиска вниманием к сердцу или стеснения дыхания и подобное. Она творится умным путем. Начинать ее надо поставлением себя в присутствие Господа, и затем, предав всего себя Господу и верою и упованием воодушевясь, обращать к Нему молитву свою, просто, по-детски. Чувства при сем, какие Бог пошлет, теми и довольствоваться. Дело духовное не в восторгах: самое лучшее его проявление есть "дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно". Как вы написали, что когда представляете присущим Господа, то лучше бывает: так всегда и делайте.

Что вы исповедали послушников, в этом нет ничего грешного. В грамоте иереям, по посвящении их, означается, что ему дается власть исповедывать и разрешать кающихся, как все другое церковное совершать. Сия власть и вам дана в самом посвящении. Но употребление ее в монастыре подлежит монастырским уставам. В нашем монастыре кто у кого хочет исповедуется, хотя духовник есть определенный. Не лучше ли потихоньку спросить настоятеля?

Благослови вас Господи! Спасайтесь!

Ваш доброхот. 7 июл. 89 г.

(Вопрос. Когда мысленно прохожу символ веры, то в уме нехотя рисуются образы, и так как при всем моем старании не могу освободиться от них, то смущаюсь и боюсь, не дойду ли я таким образом до прелести?

Как понять все то, что написано о молитве у Симеона Нового Богослова в словах 8-м и 9-м?)

907. Каких образов должно бояться. Об отправлении служб поклонами. О молитве без движения языка и непрестанном внимании

Милость Божия буди с вами!

Целый месяц все собирался писать, и насилу собрался.

Боитесь образов? Бояться образов надо не всяких, а только мечтательных и притом таких, кои к Божескому существу относятся, которое не видимо и чуждо всякой образности. Все же относящееся к тварям образно и может быть воображаемо. И Господа Спасителя, по человеческому Его домостроительству, воображать можно. Еще надо во время молитвы не держать в уме образов, а, представ умно Богу невидимому, изрекать к Нему благоговейное слово. Сего надо искать и обретется.

По Псалтири следованной можно службу править, и когда служить треба. И сократить можно, положив, например, вместо кафизм класть поклоны, как означено в той же Псалтири. Можно и все службы отправить поклонами, как опять указано в той же Псалтири. Там означены две меры: для мирян и ленивых монахов, и для монахов усердных. Если последняя мера покажется слишком великою, можно взять средину между ею и первою. Не надо поблажать лености. Молитва усердная никогда не бывает длинна, т.е., не кажется длинною.

Умом в сердце проходить молитву Иисусову, без движения языка, можно. Это лучше язычной молитвы. Язычная пусть бывает в пособие умной. Иногда язычная молитва требуется для твердости умной.

Когда после молитвы со вниманием и чувством ум отходит от молитвы и развлекается, надо возвращать его в свое место, а себя побранить, сокрушиться пред Господом и опять молиться со вниманием и чувством. Хорошая молитва всегда есть милость Божия и дар благодати. Не трубить и Господа благодарить надо.