Letters (Issues 1-8)

Ваш доброхот. 5 июл. 91 г.

922. Причуды при совершении молитвы Иисусовой

Милость Божия буди с вами!

Да поможет вам Бог в вашем духовничестве!

Как вы поступаете при исповедании и причащении больных и престарелых богадельников, так и поступайте. Богадельникам же и больным советуйте мысленно от сердца молиться Господу.

Что вы писали о некиих совершателях молитвы Иисусовой, кои кладут руку на стол и под пальцами собирают внимание, то это не уместные причуды. Причуда и то, что некий пальцами правой руки ударял в ладонь левой, и так собирал ум и молился. - Вы предлагаете мне разъяснить дело молитвы. Но тут и разъяснять нечего. Стань умом в сердце пред лицом Господа, и взывай к Нему: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго! - Это будет труд молитвенный. Смотря по тому, как кто усердно будет трудиться, Господь, видя труд, даст ему молитву духовную, которая бывает плодом благодати Св. Духа. Вот и все, что следует говорить и разуметь о молитве Иисусовой. Все же прочее придумываемое к делу нейдет. - Это враг отвлекает от настоящей молитвы.

Старцу, слышащему шум и ощущающему прикосновения, нечего более сказать, кроме того, что выговорили: не обращать внимания. Пусть молитву присоединяет всякий раз: Отче наш; может с верою и запрещение от лица Господа произносить над врагами!

Что лоб у него красный был, это верно от того, что он бухает им об пол. Пусть перестанет это делать. Поклоны хорошо класть. Все молитвенники советуют это делать, а бухать об пол нет нужды.

Благослови вас, Господи! Спасайтесь!

31 июл. 91 г.

923. О своем затворе. Ободрение духовнику

Милость Божия буди с вами!

Спешу вам писать - по поводу вашего желания заехать мимоездом в Вышенскую пустынь, где я живу, чтоб поговорить со мною лицом к лицу, - что заехать можете, но поговорить со мною не придется, потому что я никого не принимаю уже давно-давно. На то, чтобы так поступить, есть у меня большие причины. Высказать их не могу, но должен признаться, что они не аскетического свойства. Это у меня не затвор, а запор. Потому, если другой причины заехать на Вышенскую пустынь не имеете, то и не трудитесь заезжать.

Духовничество ваше, судя по тому, что вы пишете, идет исправно. Господь да поможет вам и да подаст разум и рассуждение; молитесь о сем, и когда приходится действовать, действуйте в молитвенном расположении, не допуская отнюдь своей воли и властности неразборчивой.

Келейные правила, какие даете новоначальным, хороши. Твердите им больше, чтобы навыкали хранить память Божию и смертную, и ходили в духе сокрушенном и смиренном.

Что всех допускаете к св. Тайнам, мне думается, не худо. Но требуйте твердой решимости - воздерживаться прочее от грехов. Эта решимость есть настоящая сокровищница для святых и божественных Таин. - И епитимию налагайте и строго требуйте исполнения. Которые вновь грешат, журите - без гнева, а с сожалением, - и воодушевив, разрешайте, с увеличением епитимии небольшим.

Молитва бывает нерассеянною, когда на сердце есть чувство к Богу. Учите всех возгревать сие чувство - молитвою же, богомыслием, - и благотворениями по силе.