Letters (Issues 1-8)
И не извольте останавливать хода продажи. Пусть идет. Только опечатки приложите.
И еще повторяю вам: не слушайте никого, особенно этого ученого, всполошившегося не знать из-за чего, пока он не голословно, а обстоятельно не изложить своих недоумений, и не получит от меня разъяснений.
Вот и попались вы! - Афон распространитель ересей и мрачных учений. А орудует кто? О. Арсений! - Давай его сюда. Как он смеет?
Извольте всем отвечать: только тронь. Так отдам, что и зуб не соберешь.
Благослови вас Господи! Ваш богомолец Е. Феофан. 2 мая 1878 г.
107. То же
Христос Воскресе!
Добрейший отец Арсений!
Получил и я вашу книгу, тоже вероятно возвратно, одну из посланных вами. Смотрю - наша книга; но ни письма, ни намека. Спрашиваю послушника: это откуда? - Тут вместе с книгами. В тюке? Нет, - бумажкой обернута. Неси-ка бумажку. Несет. И что же? Рука Николая Васильевича [1]. Ба! ба! ба! - Так вот он, возвращавший назад книги, - ученый муж!? - Помните, - Божия Матерь прошла мимо келлии старца, по причине той, что у него была книга с статьею Нестория против Пресвятыя Богородицы!! Так вот и Николай Васильевич все рассылает наши книги поскорее из своей келлии, боясь что минует его келлию - кто? - ну - кто-нибудь великий. Если моя догадка справедлива, то все что вы писали - и беды, и развращение народа, и чай последняя година, все это только мерещится в голове нашего добрейшего ревнителя. Потому вам решительно внимания на его речь и мнение обращать не следует.
Догадываюсь, что вы послали к нему книжку, прося сказать что-нибудь - и напечатать. - И то что вы писали, было ответом его. Правда ли? - Что он написал, все пустошь. А чтобы о книге что-либо было напечатано, вот что сделайте. Пошлите к редактору Церковного Вестника что с Христ. Чтен. выходит, - Андрею Ивановичу Предтеченскому, - книг - и просите его сказать что-либо о сем издании. Объясните, что книга писана мною, - направлена вся против Редстока, сколько он мне известен. Редсток все толкует о духе жизни - криво. Вот тут объяснено, что есть духовная жизнь, и как ее достигнуть, и о Редстоке помянуто только в одном письме, будто мимоходом. Помяните, что я вам советовал к нему обратиться, и сам бы написал, да не знаю, когда пошлете к нему книги. Но это все едино. - Хоть на книге не обозначено, что она мое есть дело; но я не прочь чтобы он делая отзыв - указал на меня, как на автора.
Пошлите также к ректору Академии Петербургской, и тоже просите, не вздумает ли он что-либо сказать. Он одних со мною мыслей о духовной жизни. И ему тоже объясните, что к редактору. И тоже помяните, что я советовал вам к нему обратиться. - Они там переговорят с собою.
Чтобы снять вину распространения ереси с афонцев - я согласен, чтобы печатая объявления вы прибавляли - сочин. еписк. Феофана. После этого уж все каменья будут бросать в одного меня.