Letters (Issues 1-8)

Помышления Божии от наших отстоят, как небо от земли. Не дивно, что встречаем в слове Его многое недоуменное, но то несомненно, что сколько бы ни было велико наше недоумение, оно не может колебать веры, что все изрекаемое Богом и премудро, и благо, и праведно. Стоя на сей вере, нам позволительно иное недоуменное оставлять недоуменным, неясное - неясным, говоря: не вижу, но верю, что это сообразно с божественными свойствами.

Хочу предложить вам одно занятие. Вы конечно прочитываете дневные чтения в Церкви из Апостолов и св. Евангелия, как положено. А если нет, заведите это. Это будет вам дневной урок Божий. Вот что делайте. Прочитав Апостол, извлеките общую мысль и держите ее. Прочитав Евангелие, тоже сделайте. К сему приложите следующее: если какой текст из Апостола или Евангелия займет особенно внимание, возьмите его в предмет рассуждения, и обсуждайте его, извлекая из него назидательные мысли, и ими питая душу, чрез проведение сих мыслей до чувства. Будет у вас трапеза Божия или обед царский.

Если не окажется таким один текст, сделайте сие со всем содержанием Апостола или Евангелия.

Поздравляю вас с праздником! Спасайтесь!

Ваш доброхот Е. Феофан. 12 Дек. 1888 г.

962. Восхождение со ступени на ступень. О кратких молитовках. Разрешение недоумений при чтении Писания

Милость Божия буди с вами!

Поздравляю с приездом в наши страны с добрым намерением помолиться. Благослови Господи ваше здесь пребывание!

Ответ на ваше письмо я отложил до прибытия вашего сюда. И вот берусь ответить.

Все, что вы писали о ходе всего бывающего в душе вашей - в порядке вещей сего рода. И смущаться тем не должно; а одно держать - искать и искать, полагаясь на обетование Господа, что всякий ищущий обретает.

Вы так и делаете; только иногда руки опускаются, но вы опять возбуждаетесь, и опять возвращается доброе настроение.

Так всю жизнь будет.

Вы неправы в желании - все зараз возыметь. Это то же, что желать на лестнице с первой ступени прямо шагнуть на верхнюю. Неизбежно переходить со ступени на ступень, и идти шаг за шагом. Оттого основной характер жизни терпение, - терпение труда делания и преодоления трудностей.

Вторая у вас неправость - жалоба на изменчивость состояния внутреннего, то хорошо, то не хорошо. Иначе не бывает; все это испытывали и испытывают в разных видах. Надобно смиренно и благодушно переживать это, не опуская однако же рук, и не послабляя усилий в исполнении обычных деланий, сопряженных с духовною жизнью, что вы и делаете. У вас приходит доброе и отходит; находит недоброе и проходит. - Этого изменить нельзя. А надо только желанием и исканием всегда быть на стороне добра.

Если б у нас все всегда было хорошо, мы заснули бы.

Молитва ваша, кажется, в порядке.

Вы вместо положенных утренних и вечерних молитв беретесь читать псалмы, хорошо и так, коль скоро сим способом душа охотнее восходит к Богу. Ибо не в словах сила, а в этом восхождении. Можете принимать разные правила внешне, то псалмы читая, то положенные молитвы, то коротенькие молитовки, и ныне одни и спустя немного другие.

Коротенькие молитовки в механическое дело обращаются не от свойства их, а от ослабления внимания к ним и содержанию. Если будете хранить внимание, и проговаривать сии молитовки с мыслью и чувством, они не обратятся в механическое дело, а будут, как подкладка угольков в самовар. - Навыкните произносить молитовки св. Златоуста. Они станут тогда, как струны на гуслях. Тогда перейдете к одной: Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй мя.

Из писания божественного читаете по заведенному порядку. Добре! Дело не в как читать, а чтобы читать. Там движется Дух Божий, и движет душу читающего.