Letters (Issues 1-8)

Милость Божия буди с вами!

Поздравляю с приездом в наши страны с добрым намерением помолиться. Благослови Господи ваше здесь пребывание!

Ответ на ваше письмо я отложил до прибытия вашего сюда. И вот берусь ответить.

Все, что вы писали о ходе всего бывающего в душе вашей - в порядке вещей сего рода. И смущаться тем не должно; а одно держать - искать и искать, полагаясь на обетование Господа, что всякий ищущий обретает.

Вы так и делаете; только иногда руки опускаются, но вы опять возбуждаетесь, и опять возвращается доброе настроение.

Так всю жизнь будет.

Вы неправы в желании - все зараз возыметь. Это то же, что желать на лестнице с первой ступени прямо шагнуть на верхнюю. Неизбежно переходить со ступени на ступень, и идти шаг за шагом. Оттого основной характер жизни терпение, - терпение труда делания и преодоления трудностей.

Вторая у вас неправость - жалоба на изменчивость состояния внутреннего, то хорошо, то не хорошо. Иначе не бывает; все это испытывали и испытывают в разных видах. Надобно смиренно и благодушно переживать это, не опуская однако же рук, и не послабляя усилий в исполнении обычных деланий, сопряженных с духовною жизнью, что вы и делаете. У вас приходит доброе и отходит; находит недоброе и проходит. - Этого изменить нельзя. А надо только желанием и исканием всегда быть на стороне добра.

Если б у нас все всегда было хорошо, мы заснули бы.

Молитва ваша, кажется, в порядке.

Вы вместо положенных утренних и вечерних молитв беретесь читать псалмы, хорошо и так, коль скоро сим способом душа охотнее восходит к Богу. Ибо не в словах сила, а в этом восхождении. Можете принимать разные правила внешне, то псалмы читая, то положенные молитвы, то коротенькие молитовки, и ныне одни и спустя немного другие.

Коротенькие молитовки в механическое дело обращаются не от свойства их, а от ослабления внимания к ним и содержанию. Если будете хранить внимание, и проговаривать сии молитовки с мыслью и чувством, они не обратятся в механическое дело, а будут, как подкладка угольков в самовар. - Навыкните произносить молитовки св. Златоуста. Они станут тогда, как струны на гуслях. Тогда перейдете к одной: Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй мя.

Из писания божественного читаете по заведенному порядку. Добре! Дело не в как читать, а чтобы читать. Там движется Дух Божий, и движет душу читающего.

Теперь о ваших недоумениях. Евр.7:26-28, Ин.10:9-16. "Чем мысль, что Сын поставлен первосвященником совершенным, - и чем - Аз есмь дверь, и Аз есмь Пастырь добрый - относится к Святому".

Эти места читаются в дни воспоминания святых, святителей и архипастырей. Святительство и пастырство в Церкви истекает от Пастырства Христа Спасителя и есть Его продление в Церкви. Почему для сих дней и избраны такие чтения, в коих говорится о пастырстве Христовом, как источнике и образце пастырства церковного. Тут же говорится и о том, каковы должны быть сии пастыри. - Кроме сих чтений и другие есть назначенные на сии дни.

Мысль, почему? одна и та же.

Лк.14:25-33. "Как царь, который рассчитывает, достаточно ли у него войска для борьбы с нападающим, - и как хозяин соображающий достанет ли у него денег на построение башни - объясняют мысль о том, что мы должны от всего отрешиться?"

Так: для действующего необходимо сообразовать средства с целью. Примеры - война, постройка башни. - Выводится: если нет средств, лучше не начинать дела. Стыдно будет. - Остается пояснить, как отрешение от всего служит средством и условием к последованию Христу, о коем говорится в той главе? - Но это само собою ясно. Без сего и шагу не сделаешь в след Христа. Господь говорит: да отвержется себя следующий за Ним.

Лк.16:1-9. "Совсем не могу понять 9-го стиха. - Стих сей говорит: Сотворите себе друга от мамоны неправды". Мамона - бог богатства. Неправедным назван он потому, что в основе его лежит обман и ложь. Обещает благоденствие и увлекающиеся полагаются на него. Но дунул ветер - и все разлетелось.

Сотворить друга от сего мамона - советуется - перехитрить его. Обещания его не прочны, не надежны, если употреблять богатство на помпу и утехи. Все хинье пойдет. Начни употреблять богатство во славу Божию, тогда здесь истощишься, а в другой жизни - получишь вечное благобытие, получишь то, что здесь обещает богатство и не дает, т.е. действуя наперекор тому, к чему увлекает мамона.