Letters (Issues 1-8)

Путь ко спасению у вас есть. А если зачитали, скажите, пришлю. - Нет, лучше приложу и вам. Прочитать и изучить сию книжку очень важно.

Благослови вас, Господи! Спасайтесь!

Ваш доброхот Е. Феофан. 24 июня 91 г.

974. Преемство Апостольского предания и верность ему православной Церкви. Разложение протестантства

Особенное мне удовольствие доставляет ваше откровенное изложение своих недоумений. С удовольствием же берусь и сказать вам слово-другое.

Вы пишете: "в письме не ясно мне, кто эти православные, которые собирались между собой и установляли порядок верования? Какой они имели авторитет? Кто они такие были?"

Я писал только об Апостолах, как установителях порядков веры, жизни, управления, таинств, и всего, что есть в Церкви. Апостолы вполне организовали Церковь во всех частях церковной спасительной жизни. И все это введено ими в жизнь христиан, и как жизнь и дело передавалось из рода в род.

Пастыри и учители после Апостолов суть только блюстители Апостольских преданий и учреждений. У каждого Апостола было по нескольку ближайших учеников, с ними неразлучно бывших и усвоивших во всех частях Апостольскую премудрость. Эти их ближайшие ученики были их преемниками в управлении церквей и в блюдении всего Апостолами преданного. В церквах Палестинских, в Антиохии, в Тарсе, в Ефесе, Смирне, в Колоссах, в Филиппах, в Солуни, в Коринфе, в Афинах, в Александрии, в Риме, и во всех прочих местах, где были Апостолы, после них остались пастырями их ближайшие ученики.

- Это мужи Апостольские.

Никому в голову не придет подумать, чтобы кто-нибудь из сих учеников позволил себе отступить от Апостольских постановлений. Они и на деле оказывались верны им.

Мужи Апостольские, по примеру и заповеди Апостольской, правя церковью, в тоже время воспитывали при себе таких мужей, которые бы после них могли занять место их, и продолжать блюсти Апостольские учения и порядки.

Эти вторичные преемники в свою очередь воспитывали третичных и так далее.

Все Апостольское, таким образом, переходило из рода в род жизнью и делом. Апостолы все, что предали, ввели в жизнь - умственную, нравственную, семейную, и во все виды жизни. Жизнь от жизни загоралась, и жизнь Апостолами заведенная блюлась.

Вот вам образчик. Св. Поликарп Смирнский был ученик Св. Иоанна Богослова, Св. Ириней ученик Поликарпа. Св. Поликарп мученически скончался около 60 годов второго столетия. Св. Ириней прожил до начала третьего столетия. Это не единственный конечно пример. И можем положить, что вторичные преемники перенесли сохранно Апостольское предание до 3 века. А третичные до половины и конца его.

Сим путем Апостольское предание сохранилось бы, если бы никто не писал из сих преемников. Но писатели скоро начались и когда писали, - преимущественно писали, как предано было. Оттого, читая писания св. Отцов второго века, видим Апостольские слова и обороты речи, Апостольские на все воззрения, а цитатов почти нет.

От чего? Оттого, что все они были блюстители предания. И умствовали, и писали, как предали Апостолы каждой церкви.

Апостольские писания собраны в книгу в конце первого века, при св. Иоанне Богослове. А списки их распространились к концу второго века. Оба эти века христиане питались преимущественно преданиями.

Вы понимаете предание - как передавание из уст в уста. А оно было передание из жизни в жизнь, из дела в дело.

Скажу простой пример - как столько веков хранится одинаковый образ плетения лаптей, печения хлебов. Дети делом перенимают у отцов и матерей, - и передают своим детям.