Letters (Issues 1-8)
К протоиерею С.Т.П.
Милость Божия буди с вами! Возлюбленнейший О. Протоиерей!
Благодарствую за благожелания. Шлю вам стократные взаимно. Да укрепит вас Господь. Вы про себя написали столько мрачного, - что уж явно пересолено. Уж и Иуда то, - и как падший дух! - Мы, если бы и во всем были исправны, - ничто. А если есть неисправности, то ничтожнейшее ничто. Но при всем том веруем спасенными быть, по беспредельной милости Божией. Грешим - но не упорничаем, и каясь изъявляем полную покорность Господу.
Сия покорность, и ума и сердца, - которую всегда носим в себе, предавая себя Господу, целою бездною отделяет нас и от падших духов и от Иуды. Избави Господи части их. - И не говорите так вперед. Да и зачем безотрадничать?! У нас есть Господь Спаситель грешников. Кто обидит нас?!
Ваше отлучение изреченное сыну было плодом ревности по Богу и любви к сыну, искавшей сим способом вразумить его. Какой же тут грех?!
Другое дело мысль о силе сего отлучения. - Но где вы нашли, чтобы единоличное отлучение, как громко ни прокричи его, действительно отлучало от Церкви? стало и этого нечего тут видеть?!
- Говорите, что это отлучение стало стеною для сына вашего между им и Церковью. - Если он не от упорства и раздражения говорит вам нечто богохульное, а по убеждению, то эта стена уж была. А если этого последнего не было (убеждения); то ваши слова не могли воздвигнуть сей стены. Его речи были пусторечием, равно как слова неверия, - не неверие, а просто смятение ума, или мыслей навеянных со вне. Это есть состояние брожения или перебраживанья. Судить по нему человека нельзя. Так и сына вашего. Я полагаю, что он верует, и по ошибке считает брожение мыслей за неверие. Что незаконно. Молитесь. Господь не даст ему остаться в этом смятении. Ибо все системы новомодные очень шатки и не прочны. Сам увидит и бросит их.
Что вам сделать с вашим отлучением. Мне думается помолившись изречь гласно отеческое благожелание, как изречено отлучение. И сделайте так. Переговорив конечно с сыном, если удобно, помолитесь, и с верою в Господа благословите его всячески, и аминь.
Брошюры ваши о. пр. Платоне получил. Благодарствую. Шлю вам 118 псалом 3 экземп. из коих 1 о. пр. Димитрию Афанасьевичу Жданову и 1 Семену Афанасьевичу Первухину.
Благослови вас Господи всяким благословением.
Прошу ваших молитв о моей грешности.
Ваш богомолец Епископ Феофан. 24 мая 1878 года.
137. О борьбе с духом хулы и сомнения
К П.А.Б.
Слава Тебе, Господи!
О том, что у вас все цело, я писал в полном убеждении, что все так и есть. Это доказывает весь ход дела, как вы писали и как поступаете. Почему в этом нечего сомневаться.
Дух хулы и сомнения притаился; но не думайте, что он так скоро оставит вас. Привыкши находить доступ к вам, он все будет подступать, не удастся ли как-нибудь посильнее смутить. Это все испытывают. Потому пишут, - что в борьбе с врагом не надо никогда слагать оружия, а всегда быть наготове - противостать ему. - Пишут старцы, что когда нападает искушение, надо отбивать его от сердца неприязненностью к нему, - и затем или вместе с тем обратиться к Господу с молитвою. Неприязненность то же что - подать врага в грудь. - Это сильное и неприятное врагу средство. - К нему надо готовиться в мирном состоянии. Надо настоящую возбудить в себе ненависть против врага и порождений его.
Что вы не понимаете в приеме, каким следует истину проводить в сердце, - поймете, когда испытаете. Вот как делать надо! - Берите истину какую-либо и полнее уясните ее в сознании, как она исповедуется, - и затем молитесь Господу, да напишет Он ее в сердце, как она исповедуется. Это дело простое! - Молитвы из истины составляются тоже не мудрено. Молитвы наши все и исходят из догматов. Пришел Господь на землю ради нашего спасения. Исповедуя сию истину молитесь: Господи! как тогда ходя по земле исцелял Ты всякие недуги, прокаженных очищал, слепым давал прозрение, - прииди теперь и ко мне и просвети очи ума моего, - и проказу грехов сними с меня. Так в отношении ко всякой истине. Когда все истины войдут в сердце, тогда всем сомнениям конец. Они сами будут отскакивать, как стрелы от того, кто покрыт латами.