Letters (Issues 1-8)

Молитву, или устремление сердца к Богу, нужно возбудить и возбужденную укрепить, или - что тоже - нужно воспитать в себе молитвенный дух.

Первый способ к этому есть читательное, или слушательное наше молитвословие. Читай или слушай, как следует, молитвословие, - и непременно возбудишь и укрепишь восхождение в сердце твоем к Богу, т.е. войдешь в молитвенный дух. В молитвах св. отцев движется великая молитвенная сила, и кто всем вниманием и усердием проникает в них, тот - в силу закона взаимодействия - непременно вкусит молитвенной силы, по мере сближения настроения своего с содержанием молитвы. - Чтобы наше молитвословие сделать нам действительным средством к воспитанно молитвы, необходимо совершать его так, чтобы и мысль и сердце воспринимали содержание молитв, составляющих молитвословие.

Вот для этого три самых простых приема: не приступай к молитвословию без должного приготовления, - не совершай его кое как, - а со вниманием и чувством, - и не тотчас по окончании молитв переходи к обычным занятиям.

а) Приготовление к молитвословию

Приступая к молитвословию, когда бы то ни было, постой немного, или посиди, или походи, - и потрудись в это время отрезвить мысль, отвлекши ее от всех земных дел и предметов. Затем помысли, кто Тот, к Кому обратишься ты в молитве, и кто ты, имеющий начать теперь это молитвенное к Нему обращение, - и возбуди в душе своей, соответственное тому настроение самоуничиженного и проникнутого благоговейным страхом предстояния Богу в сердце. В этом все малое, но немалозначительное, приготовление - благоговейно стать пред Богом в сердце. Здесь - начало молитвы, а доброе начало - половина дела.

б) Самое совершение молитвословия Установившись так внутренне, стань пред иконами, перекрестись, поклонись, и начинай обычное молитвословие. Читай не спешно, - вникай во всякое слово - мысль всякого слова доводи до сердца, сопровождая это поклонами - с крестом. - В этом - все дело приятного Богу и плодоносного чтения молитвы. - Вникай во всякое слово и мысль слова доводи до сердца, иначе: понимай что читаешь и понятое чувствуй. Читаешь: "очисти мя от всякия скверны", - восчувствуй скверну свою, возжелай чистоты, и - с полною надеждою проси ее у Господа. Читаешь: "да будет воля Твоя", и в сердце своем совершенно предай участь твою Господу, с полною готовностью благодушно встретить все, что Господь пошлет тебе. Читаешь: "и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим", - и в душе своей всем прости все, и, таким образом, проси себе прощения у Господа. Если так будешь действовать при всяком стихе молитвы твоей, то у тебя будет надлежащее молитвословие. А чтобы тебе успешнее совершать его именно таким образом, вот что нужно сделать: 1) имей у себя известное молитвенное правило - небольшое, чтобы, при своих обычных делах, ты мог исполнять его неспешно; 2) в свободное время вчитывайся в молитвы твоего правила, пойми каждое слово молитвы и прочувствуй его, чтобы наперед знать, что при каком слове у тебя должно быть на душе и в сердце, дабы - во время молитвословия - легко тебе было понимать и чувствовать. 3) Если твоя летучая мысль, во время молитвы будет отбегать на другие предметы, напрягайся сохранять внимание, и возвращай мысль свою к предмету молитвы; опять отбегает, опять возврати: повторяй чтение, пока каждое слово молитвы не прочтешь с понятием и чувством. Этим отучишь мысль свою от рассеянности в молитве. 4) Если же какое слово молитвы сильно подействует на душу, - остановись на нем и не читай далее, - стой на этом месте вниманием и чувством, - напитай им душу свою, или теми помыслами, которые оно будет производить, - не разоряй этого состояния, пока оно не пройдет само: это знак, что дух молитвы у тебя начинает внедряться, а состояние это - самое надежное средство к воспитанию и укреплению в нас молитвенного духа.

в) Что делать после молитвы?

Когда кончишь свое молитвословие, - не тотчас переходи к каким-либо занятиям; но также хоть немного постой и подумай, - что это тобою сделано и к чему это тебя обязывает, сохраняя после молитвы особенно то, что на тебя крепко подействовало. Самое свойство молитвы таково, что если хорошо помолишься, как следует, - то не захочешь скоро озабочиваться делами: кто вкусит сладкого, не захочет горького; а вкушение этой сладости молитвы есть цель молитвословия, и чрез это вкушение сладости молитвенной в молитвословии воспитывается молитвенный дух.

Исполняя эти немногие правила, скоро увидишь плоды молитвенного труда. Всякое молитвословие оставит след молитвы в душе - непрерывное продолжение его в том же порядке вкоренит ее, а терпение в этом труде привьет и дух молитвенный.

Вот первый - начальный способ воспитания в нас молитвенного духа! Это сообразное с своим назначением совершение наших молитвословий. Но это еще не все; здесь полагается только начало молитвенной науке. Надобно идти далее.

Навыкнувши умом и сердцем обращаться к Богу с стороннею помощью - по молитвенникам, необходимо затем делать опыты и своего собственного возношения к Богу, - доходить до того, чтоб душа сама, так сказать, своею речью вступала в молитвенную беседу с Богом, сама возносилась к Нему, и Ему себя открывала и исповедывала, что в ней есть и чего она желает. И этому надо учить душу. Что должно делать, чтобы успеть в этой науке?

И навык с благоговением, вниманием и чувством молиться по молитвенникам, к этому же приводит; ибо из сердца, посредством молитвословий исполнившегося св. чувств, сама собою начнет исторгаться своя к Богу молитва. Но есть и особые для этого правила, ведущие к должному успеху в молитве.

Первый способ обучения души к частому обращению к Богу есть богомыслие, или благоговейное размышление о Божественных свойствах и действиях, - размышление о благости Божией, правосудии, премудрости, всемогуществе, вездесущии, всеведении, - о творении и промышлении, об устроении спасения в Господе Иисусе Христе, - о благодати и слове Божием, о св. таинствах, о царстве небесном. О каком из этих предметов ни стань размышлять, размышление это непременно исполнит душу благоговейным чувством к Богу: оно прямо устремляет к Богу все существо человека, и потому есть самое прямое средство к тому, чтобы приучить душу возноситься к Богу. Окончив молитвословие, особенно утром, сядь и начинай размышлять - ныне об одном, завтра о другом Божием свойстве и действии и производи в душе соответственное тому расположение. Говори с св. Димитрием Ростовским: "иди, св. богомыслие, и погрузимся в размышление о великих делах Божиих", - растрогивай тем свое сердце и начнешь изливать душу свою в молитве. Труда немного; а плода много. Нужны только желание и решимость. Стань, например, размышлять о благости Божией, - увидишь, что ты окружен милостями Божиими и телесно и духовно, - и падешь пред Богом в излиянии чувств благодарности; - стань размышлять о вездесущии Божием, - уразумеешь, что ты всюду пред Богом и Бог пред тобою, - и не можешь не исполниться благоговейным страхом; - стань рассуждать о правде Божией, - уверишься, что ни одно худое дело не останется без наказания, - и непременно положишь - очистить все грехи свои сердечным сокрушением пред Богом и покаянием; - стань размышлять о всеведении Божием, - познаешь, что ничто в тебе не сокрыто от ока Божия, - и непременно положишь быть строгим к себе и внимательным во всем, чтобы как-нибудь не оскорбить всевидящего Бога.

Второй способ обучения души к частому обращению к Богу есть обращение всякого дела - большого и малого во славу Божию. Ибо, если положим себе за правило, по заповеди Апостола (1Кор.10:31), все творить, даже есть и пить, во славу Божию, то непременно, - при каждом деле вспомним о Боге, - и вспомним не просто, а с опасением, - как бы не поступить в каком случае неправо и не оскорбить Бога каким-либо делом. Это и заставит обращаться к Богу со страхом и молитвенно просить помощи и вразумления. А так как мы почти непрестанно что-нибудь делаем, то почти непрестанно будем молитвенно обращаться к Богу; и следовательно почти непрестанно будем проходить науку молитвенного в душе возношения к Богу. Так мы научим душу как можно чаще, в продолжение дня, обращаться к Богу.