«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

К такому пагубному состоянию «окамененного нечувствия» привела современного человека-христианина современная антихристианская гуманистическая «культура» со всеми ее исчадиями: богоборческой лженаукой, мнимым искусством, литературой, музыкой, прессой, всякого рода зрелищами, балами, вечерами – возбуждающими и укрепляющими в человеке греховные страсти. Не удивительно, что, вращаясь постоянно в такой нравственно развращающей обстановке и буквально дыша такой духовно-зловонной атмосферой, современный христианин постепенно утратил духовную чуткость, подлинное, ощущение греховности и не знает, в чем ему каяться.

Такому, отравленному ядом современной лже-культуры, но еще не потерявшему окончательно потребности в ежегодной исповеди и причащении св. Христовых Таин, лучше всего проверить свою совесть, сличив свою жизнь, свои поступки, свое поведение и настроение с 10-ью заповедями Закона Божия по порядку.

Если ты страдаешь маловерием, если ты не любишь помышлять о Боге, если угождение Богу не занимает первого места в твоей жизни, если кто-то или что-то, например, деньги, или слава, или плотские удовольствия, тебе дороже Бога и Его Св. Церкви, если ты надеешься на какого-либо человека, больше, чем на Бога, и предпочитаешь угождать более, нежели Богу, людям, от которых разсчитываешь получить что-либо для себя; если ты пренебрегаешь Богослужением, ленишься молиться Богу дома и в церкви, предпочитая заниматься, вместо этого, чем бы то ни было другим, и, забывая Бога, «творишь себе кумира» из какого бы то ни было лица, вещи или идеи, то вот и налицо – грехи против первой и второй заповеди, в которых необходимо самым тщательным образом исповедаться.

Если ты в разговорах легкомысленно, без благоговения, употребляешь Имя Божие или, что еще хуже, святыню обращаешь в шутку; или, не дай Бог, в припадке ожесточения, злобы или отчаяния когда-либо позволил себе дерзко роптать на Бога или даже хулить Бога; или, дав какую-либо клятву или присягу, потом нарушил ее, то это грех против третьей заповеди, в котором тоже необходимо принести на исповеди искреннее покаяние.

Если ты не чтишь воскресного дня и прочих великих праздников, установленных Св. Церковью: если ты работаешь в эти святые дни, ради выгоды или корысти, или если вместо праздничного Богослужения проводишь время на каком-либо увеселении – на балу, в театре, или хотя бы на каком бы то ни было собрании, где нет речи о Боге, где нет молитвы, коей надлежит встречать праздничный день, или, что еще хуже и преступнее, сам устраиваешь такие увеселения и собрания, отвлекая таким образом людей от посещения церкви, то ты совершаешь грех против четвертой заповеди, в котором и надлежит тебе исповедаться.

Если ты не относишься с должным, самою природою подсказываемым, почитанием к твоим родителям, если ты не заботишься о них в их болезни и в старости, не утешаешь и не радуешь их твоим добрым отношением и поведением, а после смерти их – не молишься Богу об упокоении душ их; если ты не чтишь подобным же образом духовных отцов и пастырей Церкви и отказываешь им в должном повиновении, когда они пекутся о спасении души твоей раздражаешься и озлобляешься на них, когда они указывают тебе правый путь жизни и обличают твои уклонения от него; если ты отказываешь в должном уважении людям почтенным и старшим тебя по возрасту, не желаешь повиноваться законно поставленным над тобою начальникам, бунтуешь против законной власти, не требующей от тебя ничего противного закону Божию, то это– грех против пятой заповеди, который ты также должен чистосердечно исповедать.

Если ты никого не убил физически в прямом и буквальном смысле, то подумай хорошо, не послужил ли ты причиной смерти кого-либо косвенным образом: мог помочь бедняку или больному, а не сделал этого – алчущего не накормил, жаждущего не напоил, странника не приютил, нагого не одел, больного и находящегося в темнице не посетил (см. Матф. 25, 34-46); проверь, как следует, совесть твою, не совершил ли ты духовного убийства, то есть не совратил ли кого с доброго пути жизни, не увлек ли в ересь или в раскол церковный, не соблазнил ли на грех; не убил ли кого духовно проявлением злобы и ненависти к нему; если что-либо из этого ты сделал, то совершил грех против шестой заповеди, в котором надо исповедаться

Если ты незаконно сожительствуешь с лицом другого пола, находясь с ним в плотских отношениях, подобных супружеским, без церковного брака, если ты позволяешь себе легкомысленно и нецеломудренно обращаться с лицами другого пола, если ты сам, наедине с собой, так или иначе оскверняешься, допуская себе предаваться нечистым и развратным мыслям и вожделениям, то ты грешишь против седьмой заповеди и должен помнить, что до тех пор, пока ты не исповедуешься в грехе незаконного сожительства и не прекратишь этого греха разлучением или вступлением в законный брак, ты вообще не смеешь приступать к причащению Св. Христовых Таин, как и не имеешь никакого права голоса в церковных делах.

Если ты каким бы то ни было образом присвоил себе чужую собственность или незаконно пользуешься чужим, не исполняя, как должно, того, что обязан исполнять за получаемое тобою вознаграждение, и вообще чрезмерно пристращаешься к земным благам, не желая делиться ими с другими, имеющими в них нужду, то это – грех против восьмой заповеди, который надо исповедать.

Если ты клевещешь на ближнего или любишь осуждать, злословить и поносить других людей, за действительные ли их пороки или только за мнимые; если ты находишь удовольствие в том, чтобы слушать о ком-либо дурную молву и сам потом охотно разносишь ее, увлекаясь всякими сплетнями и пересудами; если ты вообще падок на ложь и не стараешься быть всегда правдивым, – то ты грешишь против девятой заповеди, и в этом тебе нужно духовнику чистосердечно признаться.

Если ты завидуешь тому, что есть хорошего или ценного у других людей, то бойся, как бы это чувство зависти не довело тебя до какого-нибудь тяжкого преступления самим делом. Помни, что злобная зависть книжников и фарисеев возвела на крест Самого Сына Божия, пришедшего на землю спасти людей. Зависть и всегда приводить к злобе и ненависти и способна бывает довести до самых безумных поступков, вплоть до убийства. В целом ряде государств зависть произвела кровавые перевороты, так называемые «революции», и самую страшную и губительную – на нашей Родине, сделав ее из Святой Руси вертепом сатаны. Бойся же зависти, если заметишь проявление ее в себе: это – грех против десятой заповеди. Поспеши поскорее исповедаться в нем.

Над всеми же этими грехами стоит гордость – начальница и родительница всех греховных страстей, – к которой приводит и которую в нас укореняет постоянно удовлетворяемая страсть тщеславия. Гордость и тщеславие боле всего и мешают нам видеть свои грехи, сознать их и исповедаться в них. Современные люди не хотят каяться в грехах своих именно потому, что они гордо и надменно считают себя всегда и во всем правыми, или, по крайней мере, желают, чтобы другие считали их таковыми.

Каждый, кто даст себе труд, хотя бы так, как выше сказано, проверить себя, свою жизнь, свое поведение, свое настроение, уже не будет недоумевать, в чем ему каяться. К такой искренней, полной и чистосердечной исповеди, в наступившем Великом Посту, мы и призываем с любовию всех наших читателей, которые до сих пор еще не исповедывались по-настоящему.

Да поможет всем нам Всемилостивый Господь «подвигом добрым подвизатися, течение поста совершити, веру нераздельну соблюсти, главы невидимых змиев сокрушити, победителями же греха явитися, и неосужденно достигнути поклонитися и Святому Воскресению» (заамвонная молитва на Лит. Преждеосвящ. Даров).