«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Что это, как не наглядное исполнение на верующих замечательной, так называемой "первосвященнической молитвы" Господа Иисуса Христа: "да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в нас едино" (Иоан. 17, 21)?

Такое приискреннейшее, теснейшее единение всех верующих, во образ единства Трех Лиц Пресвятой Троицы, и есть ЦЕРКОВЬ. И тот, кто искренно, всем сердцем, всем внутренним существом своим участвует в таком единении благодатной Истины и Любви, – тот именно и "ЖИВЕТ В ЦЕРКВИ".

Недолго, к сожалению, продолжалась эта, почти идеальная вначале, жизнь первых христиан, и чем дальше, тем все боле и более отходила она от своего идеала – расцерковлялась. Причин этому было много, и не наша задача разбирать теперь подробно все эти причины. Главная из них была – постепенное возобладание в христианах "духа мiра сего, во зле лежащаго" (I Иоан. 5, 19), оскудение веры и любви, умножение беззаконий и, вследствие этого, превращение христианского общества в "соль обуявшую" – потерявшую свою силу, от чего так предостерегал Своих последователей Сам Господь Иисус Христос (Матф. 5, 13). И в настоящее время жизнь христианского общества настолько "расцерковилась", что большинство христиан нашего времени – "христиане" только по имени: они лишь формально принадлежат к Церкви, но не "живут" в Церкви.

Вот почему для христианских пастырей нашего времени во всей остроте встал, как главный вопрос их пастырской деятельности, – вопрос об оцерковлении своей паствы, а в какой-то мере, быть может, вопрос и об оцерковлении самих себя, поскольку этот процесс "отступления", о котором предрекал св. Апостол Павел (2 Солун. 2, 3) постепенно захватываете все больше и больше не только рядовых пасомых, но и самих пастырей, стремясь и их сделать "солью обуявшей".

Все должны бороться с этим захватывающим христианское общество расцерковлением жизни, во имя спасения своей души и душ своих ближних, но в первую очередь этот долг лежит, конечно, на пастырях Церкви. Главная задача современного христианского пастыря это – оцерковление самого себя и своей семьи, дабы дело это велось успешно и дабы никто не мог сказать пастырю, ревнующему об оцерковлении своей паствы: "Врачу, исцелися сам!" (Лук. 4, 23).

Какие же можно предложить практические указания для такого оцерковления жизни?

Разсмотрим для этого прежде всего по порядку все те черты, которыми характеризовалась жизнь первых христиан, в согласи с вышеприведенными нами местами книги Деяний Апостольских,

"Они постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах"... Каждый день единодушно пребывали в храме... хваля Бога"... – вот это и есть первое и необходимое условие того, чтобы "жить в Церкви". Надо постоянно изучать Слово Божие и все то, чему учит нас Церковь: все ее правила, постановления, благочестивые обычаи и традиции. Надо непрестанно молиться, хваля и прославляя нашего Творца и Спасителя Бога. Молиться своею частною, домашнею молитвою и, вместе с тем, стараться, если не каждый день, что по нынешним условиям жизни для большинства невозможно, то как можно чаще бывать в храме, принимая участие в общей церковной молитве. Надо участвовать в "преломлении хлеба", то есть в величайшем Таинстве Причащения Тела и Крови Христовой, а также, конечно, принимать и другие благодатные таинства, установленные Церковью, всю жизнь свою освящая благодатью Духа Святого, неизменно пребывающей в Церкви с великого дня христианской Пятидесятницы, и не делать ничего без благословения Церкви.

"У множества уверовавших было одно сердце и одна душа, и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее"... так как все христиане высшим своим авторитетом должны признавать Слово Божие и учение Церкви, то в их среде естественно, благодаря этому, должно царить полное единомыслие и единодушие, и взаимное единение их в благодатной Истине и Любви само собой должно исключать всякое разномыслие и разногласие, всякие несогласия, распри и раздоры, не говоря уже о вражде и ненависти. Взаимная любовь их настолько объединяла их, как бы в одну семью, что не оставалось места никакому себялюбию – эгоизму, почему в христианском обществе и не должно быть такого подчеркивания "прав собственности", которое соединено с обидою и лишением других всего необходимого для жизни. Истинный христианин всегда должен жертвовать собой и своими материальными благами, ради такого благополучия своих ближних, которым он сам пользуется, а если нужно, то и самую жизнь свою отдать за ближних, как учил об этом Господь Иисус Христос на Тайной вечери: "больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя" (Иоан. 15, 13).

"Не было между ними никого нуждающагося, и все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданнаго, и полагали к ногам апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду"... – вот основа подлинной христианской благотворительности, единственным побуждением которой должна являться любовь, но не тщеславие и не какие-либо иные греховные чувства, какие часто лежат в основании так называемой "общественной благотворительности" современного расцерковленного общества.

Из всего вышесказанного нам должно быть ясно, что в основе жизни, весьма близко приближавшегося к идеалу первого христианского общества, лежало исполнение той заповеди, которую Сам Господь назвал главною заповедью в законе. Это – заповедь о любви к Богу и о любви к ближним. Следовательно, и весь труд современного христианского пастыря, направленный на оцерковление жизни, должен идти в этом направлении – он должен быть направлен прежде всего на возгревание, как в самом себе, так и в душе своих пасомых любви к Богу и к ближним (Матф. 23, 35-40).

Без этого безпредметны, безсмысленны, безвольны все пастырские труды его, и все сетования на упадок веры и нравственности в пасомых, и все разговоры об оцерковлении жизни.

Другой вопрос, какими путями идти к этому, как достичь этого.

Но мы установили самое главное положение и, исходя из него, уже легче определить и самые пути какими надо идти, чтобы оцерковить нашу жизнь.