«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

На основе этого строго-канонического постановления и должна существовать заграницей Единая Соборная Русская Зарубежная Церковь, – до тех пор, пока не будет в России избрано законным путем Высшее Церковное Управление, свободное от всяких давлений врагов нашей веры и церкви.

Нам иногда возражают, что такое церковное управление заграницей нельзя обосновать канонами.

Это – неправда!

Мы имеем 39-е правило Шестого Вселенского Собора, которое говорит об Архиепископе Кипрском Иоанне, переселившемся «по причине варварских нашествий купно со своим народом» в Геллеспонтскую область, которая входила в юрисдикцию Константинопольского Патриарха. Согласно этому правилу, Архиепископ Кипрский сохранил все свои прежние права по управлению паствою, покинувшей вместе с ним остров Кипр

Почему же наши русские архипастыри и пастыри, покинувшие в несравненно большем числе порабощенную богоборцами Россию, не могут сохранить своих канонических прав по управлению и духовному окормлению своей многотысячной паствы, разсеявшейся по всем странам мiра и подвергающейся столь многообразным испытаниям и опасностям?

Положительно смотрели на такое церковное управление заграницей и Святейший Патриарх Тихон, издавший вышеуказанное постановление, и его преемники, поскольку они еще могли свободно выражать свою волю.

Руководствуясь этим мудрым постановлением, Высшее Церковное Управление продолжало свою деятельность, перейдя, после потери Северного Кавказа, сначала в Симферополь, а затем, поел эвакуации армии генерала Врангеля из Крыма заграницу, – в Константинополь. На пребывание его там было дано официальное согласие Константинопольской Патриархией особым актом от 29 декабря 1920 г.

Вскоре, по приглашению Сербского Патриарха Димитрия, Высшее Церковное Управление переехало в королевство С.ХС. (Югославию) и обосновалось в Сремских Карловцах. Никто не оспаривал его законности, и вокруг него объединилось 34 русских Архиерея, находившихся за пределами плененной большевиками России.

Все принимали участие в созванном им 8/20 ноября 1921 г. в Сремских-Карловцах Русском Всезаграничном Церковном Соборе, на котором председательствовал старший из русских иерархов заграницей Митрополит Киевский и Галицкий Антоний, бывший на Всероссийском Церковном Соборе 1917 г. в Москве первым кандидатом в Патриархи. Самое деятельное участие принимали в этом Соборе и отколовшиеся от Русской Зарубежной Церкви впоследствии Митрополиты Платон и Евлогий.

Когда из Москвы был получен указ Патриаршей Канцелярии от 22 апреля/5 мая 1922 г., кстати сказать подписанный даже не самим Патриархом, а неким «Архиепископом Фаддеем», коим Высшее Русское Церковное Управление заграницей, за его «политические выступления» объявлялось упраздненным, всем было ясно, что этот указ издан не свободно, а по требованию безбожников-большевиков и под их давлением. Даже Митрополит Евлогий тогда так думал и предлагал этому «указу» не подчиняться. В своем письме от 3/16 июля 1922 г. Митрополиту Антонию он прямо говорит, что «документ этот имеет характер политический, а не церковный», а потому за ним он «не признает никакой обязательной силы».

Не странно ли после этого, что враги Русской Зарубежной Церкви до сих пор упорно продолжают ссылаться на этот документ, которым безбожные большевики пытались ликвидировать нашу Зарубежную Церковь?!

В ответ на этот указ, Архиерейский Собор 31-го августа 1922 г. постановил: «Высшее Церковное Управление упразднить. На основании же постановления Патриарха и органов церковного управления при нем от 7/20 ноября 1920 г. за № 362 – образовать временный Священный Архиерейский Синод Русской Православной Церкви заграницей». Председателем Синода естественно стал старейший из заграничных иерархов Митрополит Антоний, а после его кончины в 1936 г. – митрополит Анастасий.

Никто против учреждения Синода не возражал, и Русская Зарубежная Церковь сохраняла свое единство до 1926 г., когда от нее откололись: Митрополит Платон, управлявший Северо-Американской Епархией, и митрополит Евлогий, стоявший во главе Западно-Европейской Епархии.

Митрополит Платон, поддерживаемый нецерковными, чуждыми истинного Православия и идеи Святой Руси элементами в Сев. Америке начал стремиться к полной самостоятельности – к автокефалии. Эта мысль об автокефалии пропагандируется здесь и до сих пор. Но о какой автокефалии может тут идти речь, когда православной Американской Церкви вообще не существует, а имеются лишь отдельные национальные церкви – Русская, Греческая, Сирийская, Сербская, Румынская и др., которые зависят каждая от своего духовного центра и не обнаруживают никакого стремления слиться в одну Американскую Церковь?