«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

«Берегись, чтобы ты не забыл Господа Бога твоего, не соблюдая заповедей Его, и законов Его, и постановлений Его... Смотри, чтобы не надмилось сердце твое (от земного благосостояния) и не забыл ты Господа Бога твоего... Если же ты забудешь Господа Бога твоего, и пойдешь вслед богов иных, и будешь служить им и поклоняться им, то свидетельствуюсь вам, что вы погибнете» (Там же гл. 8 ст. 11, 14 и 19).

«Если будешь Слушать гласа Господа Бога твоего, тщательно исполнять все заповеди Его, то Господь Бог твой поставит тебя выше всех народов земли и придут на тебя все благословения сии... И увидят все народы земли, что имя Господа Бога твоего нарицается на тебе и убоятся тебя. И даст тебе Господь Бог твой изобилие во всех благах... Если же не будешь слушать гласа Господа Бога твоего и не будешь стараться исполнять все заповеди Его и постановления Его, то придут на тебя все проклятия сии и постигнут тебя... Пошлет на тебя Господь проклятие, смятение и несчастие во всяком деле рук твоих, доколь не будешь истреблен, и скоро погибнешь за злые дела твои, за то, что ты оставил Меня» (Второзаконие 28 гл. 1, 2, 15 и 20 ст.).

А вот и чрезвычайно знаменательные-конкретные указания бедствий, какие постигнут избранный народ Божий за Богоотступничество:

«... дом построишь – и не будешь жить в нем; виноградник насадишь – и не будешь пользоваться им. Вола твоего заколют в глазах твоих, и не будешь есть его; осла твоего отведут от тебя и не возвратят тебе; овцы твои отданы будут врагам твоим, и никто не защитит тебя... И сойдешь с ума от того, что будут видеть глаза твои (ст. 30-31, 34)».... «За то, что ты не служил Господу Богу твоему с веселием и радостию сердца, при изобилии всего, будешь служить врагу твоему, в голоде и жажде, и наготе, и во всяком недостатке он возложит на тебя – на шею твою железное ярмо, так что измучит тебя»... .

А вот и еще замечательное пророчество, буквально над евреями исполнившееся, и нам, русским людям, в изгнании и разсеянии сущим, особенно близкое и понятное:

«И разсеет тебя Господь Бог твой по всем народам, от края земли до края земли... но и между этими народами ты не успокоишься, и не будет места покоя для ноги твоей, и Господь даст тебе там трепещущее сердце, истаевание очей и изнывание души: жизнь твоя будет висеть пред тобою. И будешь трепетать ночью и днем, и не будешь уверен в жизни твоей»... (ст. 64-67).

И как величественно-вразумительно звучали заключительные слова этого грозного предостережения Божия:

«Жизнь и смерть предложил Я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему, ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих» (30 гл. 19-20 ст.).

Как поразительно точно исполнилось все вышеизложенное на судьбе ветхозаветного избранного народа Божия – народа Израильского, и как замечательно сходна с ним судьба нашего русского народа – избранника Божия в Новом Завете!

Уже из одних этих, вышеприведенных мест Священного Писания, ясно видно, что единственная основная причина страшного бедствия, постигшего русский народ, – в том, что он не устоял на высоте своего призвания и отступил от Бога, подобно ветхозаветному Израилю. Обратим внимание на то, как даже отдельные мелкие черты этого бедствия, столь предусмотрительно перечисляемые Словом Божиим, буквально исполнились и на нас, русских людях: и потеря всех видов имущества, и всевозможные ужасы, способные довести человека до потери разсудка, и голод, и холод, и гнетущее рабское состояние, и постоянный страх за свою жизнь, и, наконец, – разсеяние по всем народам земли.

Вспомним и то, что еще задолго до страшной даты 25 октября 1917 года многие великие духоносные мужи предупреждали русский народ о надвигающейся на него каре Божией за Богоотступничество. Сколько было таких прозорливых праведников и среди благочестивых мiрян, и среди иноков-подвижников, и среди исполненных духа истинной ревности пастырей и великих наших святителей, которые ужасались, духовным взором своим прозревая ту страшную кровавую бездну, в которую несется начавший все более и более отступать от Бога и от Церкви православный русский народ! И не только прозревали, а и открыто это высказывали, призывая русских людей к образумлению.

Из таковых особенно замечательны почти современные друг другу подлинно великие праведники и молитвенники: Преосвященный ФЕОФАН, Вышенский Затворник (1815-1894 г. г.) и приснопамятный протоиерей ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ (1829-1908 г. г.). Оба они во второй половине прошлого 19-го столетия и начале нынешнего 20-го столетия, с великою силою, являли собой, обреченной, все более и более погружавшейся в нечестие России, как бы грозных пророков Божиих, проповедующих истину, обличающих ложь, призывающих к покаянию. Оба они предрекали близкую неизбежную кару Божию, как естественное следствие измены православных русских людей Богу, измены Св. Православию, отступления от Церкви, попрания священных церковных заветов и установлений

Замечательно, что святитель Феофан говорил о неизбежности страшной кровавой революции в России, «если все пойдет таким путем», еще в 60-тидесятых годах прошлого столетия. Вот его подлинные слова: «Воды потопного нечестия устремляются на нас и готовы поглотить всех нас», ибо «Ныне начинает господственно водворяться среди нас дух мiра – тот дух, который побежден Господом Иисусом Христом и должен быть побеждаем силою Его и чрез нас»; «Если у нас все пойдет таким путем, то, что дивнаго, если и между нами повторится конец осмнадцатаго века (намек на великую французскую революцию) со всеми его ужасами» (Слова на торж. дни стр. 262 и 187).

Совершенно согласно со святителем Феофаном, много лет позже, и о. Иоанн Кронштадтский предупреждал: «Царство русское колеблется, шатается, близко к падению. Если в России так пойдут дела, и безбожники и анархисты-безумцы не будут подвергнуты праведной каре закона, и если Россия не очистится от множества плевел, то она опустеет, как древния царства и города, стертые правосудием Божиим с лица земли за свое безбожие, за свои беззакония» (Слово 1907 г.).