«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

«Вы есте соль земли: Вы есте свет мiра:»

(Матфея 5: 13-14).

Во второй раз уже собираются пастыри нашей Северо-Американской и Канадской Епархии на свое годичное «пастырское совещание». Прекрасная идея созыва таких совещаний принадлежит самим нашим пастырям, из числа наиболее ревностно относящихся к делу своего пастырского служения. Значение этих совещаний – не преимущественно церковно-юридическое, как Епархиальных Собраний, в которых тоже принимают участие пастыри, а исключительно моральное, духовно-нравственное. В этом отношении пастырские совещания служат чрезвычайно важным восполнением Епархиальных Собраний, тем более, что в них участвуют одни лишь пастыри, которые наедине друг с другом, в отсутствии мiрян, могут более свободно и откровенно высказываться, касаясь самых интимных сторон своего пастырского служения.

По общему желанно, пастырские совещания происходят в Свято-Троицком монастыре, в течение трех дней подряд, – со вторника до четверга, дабы не отрывать пастырей от их приходов в дни субботние и воскресные, – в строго-монастырской обстановке, насыщенной духовным содержанием: с ежедневными уставными Богослужениями, в которых принимают участие все собравшиеся, с общей постнической трапезой, за которой читаются жития святых, с говением и исповедью у избранных духовников, почему и определены для этого дни Апостольского поста, наиболее удобного для пастырей, и т. д.

В течение дня читаются доклады на предварительно намеченные темы, а затем происходит обсуждение этих докладов и взаимный обмен мнениями по затронутым темам. В свободные промежутки времени пастыри имеют возможность ближе познакомиться друг с другом и откровенно, дружески обо всем побеседовать.

Велико значение таких пастырских встреч, как велико значение самого пастырского служения и пастырского звания!

Ведь тут собираются не обыкновенные смертные, а все люди, которые, по милости Божией, облагодатствованы великим, ни с чем земным не сравнимым даром в святейшем таинстве Священства, люди, которым дана от Самого Господа страшная власть «вязать» и «решить» (Матф. 18, 18; Иоан. 20: 22-23), люди, которым вверено величайшее и ответственейшее из всех дел – ДЕЛО ВЕЧНОГО СПАСЕНИЯ ЛЮДЕЙ.

Обращаясь к Своим ученикам, а в их лице и ко всем их преемникам – пастырям, Христос-Спаситель сказал им: «Вы есте соль земли: Вы есте свет мiра» (Матф. 5: 13-14). В этих образных выражениях необыкновенно сильно передается вся сущность, все величие и вся необходимость для грешного человечества такого спасительного установления, как пастырское служение. Он указывают также и на тот характер внутреннего облика души, который должен, при благодатной помощи Божией, возгревать в себе каждый желающий быть истинным пастырем.

Истинный пастырь должен быть «солью земли».

Что это значит?

Соль имеет силу сообщать свое свойство – соленость – тем веществам, к которым она примешивается. Так и пастыри не должны таить в глубине своей души свою веру, свою христианскую настроенность, заботясь только о своем личном спасении, но должны безбоязненно, открыто и ревностно исповедывать свою веру, до самозабвения самоотверженно стараясь о насаждении учения Христова, об утверждении истинной веры и нравственности христианской в окружающих людях. Своею верою и благочестием они должны служить примером для пасомых – делать их тем, чем они сами стали, как соль делает солеными все те другие вещества, с которыми приходить в тесное соприкосновение.

Для просоления какого-нибудь вещества, как напр., воды, достаточно бывает самого малого количества соли. Так и истинный пастырь, если он – соль не обуявшая, способен осолить силою своей веры и благочестия огромное множество пасомых, производя благодатный духовный переворот в их умах и сердцах.

Соль не изменяет ни сущности, ни внешнего вида веществ, в которых растворяется, а только дает им свой особый соленый вкус. Так и пастыри должны видеть идеал своей деятельности не в каких-либо внешних реформах, не в ломке гражданских порядков, общественного и семейного быта, а – в изменении нравов людей, в очищении и облагорожении человеческих душ, в придании ему особого вкуса – возвышенного евангельского духа и характера.