Articles and Sermons (12.06.2012 to 25.10.2012)

Отец Андрей: - Давайте мы с вами, сознательные православные христиане, возьмем на свое бедное сердце тяжесть нравственной ответственности за то, что множество людей, крещенных в детстве в нашей церкви, законной, истинной, крестовой, по достижению зрелого возраста впервые прочитывают Библию за пределами храма и начинают духовные практики, не согласны с православием.

Это наша беда. Сектанты на улицах наших городов - это наша тайная вина, это то тайное, что стало явным. Нужно понимать это. Виноваты не они, а те, кто их родил, крестил, вырастил и не воспитал. Поэтому запретительными мерами мы не добьемся ничего, а добьемся всего непрестанной, качественной, адекватной и точечной проповедью Евангелие. Таких людей ищет Господь, и по мере их увеличения число сектантов будет сокращаться. Только по мере увеличения проповедников истинных будет сокращаться количество проповедников истинных, смешанных с ложью. Я подчеркну, что сектанты - не проповедники чистой лжи, а истины с некоторой примесью лжи. Процент лжи различен, может быть больше, может быть меньше, но это никогда не чистая ложь. Иначе у них не было ни одного последователя. И вот количество таких проповедников будет уменьшаться по мере увеличения проповедников настоящей истины. Об этом стоит молиться.

Харьковчанин: - В западноукраинском городе Коломыя специально для Евро-2012 была написана икона, изображающая Богородицу и Младенца Иисуса, восседающих над зеленым футбольным полем, украшенным национальными символами стран-хозяев чемпионата - Украины и Польши. Причем икона эта была освящена священником в присутствии прессы

(http://rusk.ru/images/2009/16362.jpg). Ваше отношение к подобным «вольностям» в современной иконописи?

Отец Андрей: - Это дело давнее, еще Евро было в зачатии, а икона уже появилась. На эту икону была реакция, в частности, и моя. Я говорил о том, что иконография Богородицы с Богомладенцем не терпит подобных вещей, иначе мы будем изображать Матерь Божью и на хоккейном поле, и на теннисном корте, и, в конце концов, это будет не чем иным, как безумием, одетым в дешевые одежки религиозности. Я это говорил, и я это повторяю. Нельзя небесные вещи, чистые до хрустальности, подмешивать к конъюнктурным, грязным вещам, забывающимся уже сегодня, хотя они были еще вчера. Кто помнит про Евро сегодня? Шум ушел, вспомнится только спустя сколько-то лет на следующем чемпионате. Поэтому я тогда и сейчас говорю, что это не дело: иконописным священникам кощунствовать на потребу дня, на угоду свистящих и ликующих, накачанных пивом фанатов.

Альберт: - Уважаемый отец Андрей! Почему бы вам в ваших передачах не применять более интерактивные формы - ток-шоу, реалити-шоу и т.п. Ведь мозг современного человека настроен получать информацию более живо. А никто не говорил, что проповеди должны быть скучными. Я думаю, если вы прислушаетесь к моему мнению, ваша аудитория существенно расширится, и как раз за счет тех, кто нужен, а не тех, кого и так не надо агитировать.

Отец Андрей: - Вопрос интересный и комментарий ценный, хотя не безошибочный. Вы можете представить апостолов, которые для того, чтобы привлечь аудиторию, раздают им мороженое и надувают шарики? Надо разделять слушателей в аудитории, в перспективной пастве, людей, которые могут мыслить и могут слушать, и тех, которые ищут внешней аффектации. Последние забывают, что они смотрели. Те, кто не слишком внимательны к видеоряду, не умеют сказать, о чем был фильм, как только пойдут титры. И сценарий прочесть они не сумеют, и серьезную кинокритику они не будут слушать, и веры они иметь не могут, они просто тешат свой глаз, привыкший к мелькающим кадрам, как тешит лакомка свою гортань новыми вкусовыми ощущениями. Служить им, этим людям, идти у них на поводу означает со временем выйти к ним в ластах или в парике клоунском, чтобы их хоть что-то заинтересовало.

В Евангелие есть смысловая часть, максимально ценная, которая в случае подачи от сердца к сердцу находит слушателей, независимо от всех внешних атрибутов. Я могу быть брит, а могу быть бородат, я могу лежать, а могу стоять, я могу быть лысым. А могу быть, как сейчас с волосами, собранными в пучок. Если я скажу то, что важно, мне важно, чтобы это услышал тот, кому это важно. В конце концов, у нас нет чистой погони за рейтингами и нет чистой погони за аудиторией, мы не продаем билеты на стадион или в цирк.

Другое дело, что интерактивные формы общения могут быть, но это должны быть формы шоу, потому что шоу - это показывать, а Евангелие - это слушать. Люди со слабым зрением или закрывшие глаза ничего не теряют от слушания проповедника. Проповедники, желающие аффектировать зрение зрителя, подрывают в корне его возможность внимательно слушать.

Поэтому, в принципе, я согласен - формы искать надо, но нельзя во всем идти по мейнстриму, по духу времени, и нельзя угождать зрителю. Потому что Евангелие гладит слушателя против шерсти. Мы ведь не говорим человеку: “Ты расслабься, ты хороший и услышь, что таких, как ты, не было, ты великолепен, тебе незачем меняться”. Мы говорим ему: “Сядь, если ты стоишь. Сейчас ты услышишь, если ты не изменишься, ты будешь с дьяволом вместе вовеки”. Так чего же мы будем прыгать? Это серьезные слова, требующие спокойной обстановки. Я серьезно говорю об этом в надежде на серьезного слушателя. Я не время его отнимаю, я не развлекаю его, в общем-то, я приношу ему временную неприятность с надеждой на пользу. Соответственно, и подход наш должен быть более прост, более суров, более свободен от примочек времени, от телевизионной эры. Я говорю это, хотя мы с вами общаемся в интернет-пространстве, но опять-таки общаемся без примочек и без пауз на рекламы. Я делаю то, что я хочу делать.

Ася: - Уважаемый отец Андрей! На мой взгляд, сейчас идет массированная атака СМИ на духовенство: священникам вменяют в вину и непотребное поведение, и дорогие авто, и несоответствующий сану уровень жизни, и многое другое, о чем Вы и сами хорошо осведомлены. Лично я батюшек не осуждаю, с вас всех у Бога и спрос особый будет, но уговорить своих родителей зайти в Церковь и причаститься (люди-то пожилые) уже не могу - питают неприязнь к священнослужителям. Вопрос: почему молчите? Ведь не все такие плохие, есть же батюшки настоящие подвижники веры, опекающие детские дома, помогающие инвалидам и старикам, да мало ли? Почему по ТВ практически нет христианских программ? Почему не добиваетесь своего присутствия на радио, ТВ (безусловно, я не имею в виду всевозможные ток-шоу и прочие бессмысленные проекты наших «корифеев» от искусства). В конце концов, заплатите за какую-то программу, статью в газете, передачу по радио! Господь вернет сторицей, не правда ли? Делайте что-нибудь, ведь теряем детей, молодежь, а потом удивляемся, ну откуда эти «пусськи» и «фемены» взялись?? Может, пора вспомнить, что вы - воины Христовы? РС. Очень люблю читать Ваши статьи на «православие.». Пишите почаще.

Отец Андрей: - Буду писать настолько часто, насколько смогу писать качественно. Увеличение количества отражается на качестве, и сам вижу и слышу реакцию, что иногда, желая отреагировать на все, теряешь степень солености, уходят промилле соли из воды. Священников хороших, наверное, не меньше, чем плохих, и то, что они не являются объектом саморекламы, это отчасти хорошо, потому что они сами хотят творить добро втайне, это добро точно будет награждено. А вот то, что люди не желают смотреть в сторону подлинного добра, позолоту путают с настоящим золотом, иногда менее блестящим, - это, конечно, проблема воспитания, образования и сердечного просвещения, которого у нас не хватает.

Мне кажется, что всякий православный христианин не безразличен к судьбе своей церкви и своего отечества, имея самый ограниченный круг друзей, пять-десять человек, способен в этой маленькой микрогруппе позитивно влиять на ситуацию, ничего специально не делая, просто будучи православным христианином. И мне кажется, что именно этого у нас не хватает. Увеличь мы число людей, которые живут верой так же естественно, как живет водою рыба или воздухом птица, мы увидим качественное изменение теле- и радиопродукта, и мы чаще увидим на страницах СМИ, на раскладках журнальных продукт, закрашенный благодатью.

Вопрос, наверное, времени, которое работает не на нас, скорее, против. Но все-таки миром правит Бог, не случай, не наши грехи, не дьявол, не масоны. Все, кто его любят, должны знать это, как «Отче наш». Не будем дергаться, а будем молиться, не иногда, а постоянно. Желаю вам, чтобы пришли отрадные времена в вашу семью и божественная благодать посетила души ваших родителей. И чтобы они захотели причаститься и смогли это сделать. Когда это совершится, совершится самое главное в их жизни и в вашей. Это будет знаком того, что я сказал не простые слова, а то, что составляет сердцевину жизни. Желаю дожить до этих дней, обрадоваться и сказать: «Слава тебе, Господи! Ты с нами, как и прежде». А мы, священники, конечно, на особом счету у нашего Царя, и пока есть возможность, нужно использовать всякую возможность для того, чтобы облегчать, утверждать, утешать и вовремя, и не вовремя. То, что мы это пытаемся делать, доказывается тем, что мы с вами сейчас общаемся.