Articles and Sermons (12.06.2012 to 25.10.2012)

Red_rey: - Пару лет назад на строительство Воскресенского собора было выделено 11 млн. гривен из бюджета(!). Как такое случилось, когда у нас по закону церковь отделена от государства? Эти деньги могли пойти на лекарства больным и малообеспеченным, на помощь учителям, на книги детям! Пример с этим собором показательный, но никак не единичный: бюджетные деньги направляются в церковь. Скажите, вам не стыдно за то, что в вашу пользу грабят народ, в том числе тех, кто по церквям не ходит?

Отец Андрей: - Не по адресу вопрос, потому что если вы, например, просто учитесь в школе, а я буду предъявлять претензии к Министерству образования и высказывать их вам, вы скажете: «А я при чем? Я что, министр?». Вот и я это спрашиваю: «А я при чем? Что, моя подпись стоит на платежке, или я настоятель этого собора, или я писал письмо, в котором просил выделить деньги?». Я об этом от вас впервые слышу, на самом деле. Я никогда не интересовался вопросом, кто и сколько денег дал на строительство того или иного культового или социального объекта. Мы, приходы города Киева, платим посильный взнос на его строительство, это я знаю, за это я могу отчитываться. Остальными вещами, поверьте, я не интересуюсь, и отвечать за них, конечно, и не намерен, и не могу. Но к вопросу о том, что они могли бы быть потрачены на бинты, книжки, асфальт, бутерброды, скажу, что они могли бы быть потрачены на яхты, на ванные с шампанским, новые дома или офшорные счета. Но самое любимое дело многих людей - считать чужие деньги. Никогда не умел заниматься этим и не хочу учиться на приближающиеся к старости лет.

Иван:- В нынешней Церкви меня отпугивают две вещи: священники-долдоны, которые формально относятся к своему служению, не пытаются найти духовный контакт с прихожанами, а лишь запрещают, критикуют и отправляют требы; и бабушки - церковные служители, которые обычно очень агрессивны, грубы и всезнающи. Как церковь борется с этим?

Отец Андрей: - Вы, может быть, хотели, чтобы церковь расстреливала долдонов и бабушек? Она не занимается этим, к счастью, она не сертифицирует долдонов и бабушек, не вешает им бейджиков, что данный пастырь - долдон, а данная бабушка - злая.

Церковь не совсем адекватно реагирует на процессы, происходящие на улицах и в головах людей, не всегда вовремя может быстро среагировать на изменившуюся психологию людей. Если священники в советские годы только этих бабушек и видели в храмах, только благодаря им миллионы людей были крещены, и храмы не были закрыты, то потом они не успели перестроиться, когда в храм вошли студенты, аспиранты, профессора, бизнесмены, бандиты, проститутки, наркоманы, то есть лучшие люди общества, не ходившее в церковь, так и лучшие люди общества, которых раньше не было. Да, священники не успели перестроиться, и грех им за это.

Вы можете представить себе методику, позволяющую духовенству быстро перестраиваться по велению времени? Я не могу, их нет. Поэтому все доктора получают в вузах одни и те же дипломы и со временем одну и ту же лицензию на врачебную деятельность, но к одному доктору стоит очередь, а другой потом вынужден переквалифицироваться в продавца фармацевтики, потому что к нему пациенты не идут. Они слушали одни и те же лекции, имеют одни и те же документы. Очевидно, это касается и священников, и врачей, и учителей, и юристов, и милиционеров, и космонавтов, и дайверов.

Что же до бабушек, то старших людей нужно терпеть, хотя бы потому, что им труднее меняться, чем молодым. И в жизни есть много вещей, которые можно поменять, но также есть много вещей, которые нужно терпеть. Важно не перепутать. Поэтому у нас нет церковных документов, определяющих политику по отношению к формалистам в рясах и злым старушкам.

Но если лично вы преодолеете первые простейшие барьеры на пути к подлинной любви к Иисусу Христу, то со временем вы лично будете очень полезны церкви, по крайней мере, как сталкер и проводник, в отличие от других, не в меру обидчивых, которые не ходят в церковь из-за того, что им что-то там сказали. Я в целом за вас, но против сверхчувствительности, я хочу больше, чем вы, чтобы все духовенство, включая меня, было адекватным, жертвенным, чисто огненным (молитвенным) и изменяющим паству к лучшему. И я больше вас хочу, чтобы все прихожане любили больше порог храма, которые переступают его впервые. Это часть моей профессиональной деятельности и повседневной жизни.

Но я вас уверяю, что это не самая главная проблема в церкви. Это только часть проблем, и не самая главная их часть. Как говорил Арсений Тарковский, отец известного кинорежиссера, в стихотворении своем о жизни:

«Живите в доме - и не рухнет дом, я вызову любое из столетий -войду в него

и другой построю в нем.».

Так вот, перефразируя слова, в данном случае, ходите в церковь - и будет лучше церковь, переживайте о церкви, пусть болит сердце ваше о церкви вашей, это 100%. Очевидно, ваш вопрос и мотивирован этой болью о церкви, и из-за боли она будет становиться лучше. Я хочу этого так же, как и вы.

Александр: - Отец Андрей, Спаси Господи! Подскажите, как быть, когда в молитве молимся за власти и воинства Богохранимой страны нашей, а в душе чувствуешь, что вся власть, хоть и от Бога посланная, но отнюдь не такая православно правильная, как пытается себя позиционировать? Вопрос сложный, поэтому прошу заранее прощение за серьезную тему. С уважением, Александр.

Отец Андрей: - Просьба молиться о власти содержится еще в посланиях апостола Павла Тимофея, где он просил молиться о царе и всех находящихся при власти, хотя в это время на троне был Нерон, человек без добродетели. То есть сакральное отношение к власти, как таковое, характерно для библейского миропонимания, и уже одно это вынуждает нас молиться о властях и воинствах. Хотя мы понимаем, что иногда приходится молиться о продажных властях или об исчезнувшей власти и разваленном воинстве.