«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

«Сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера православная – сия вера вселенную утверди» – вы услышите, возлюбленные о Господе братия и сестры, эти торжественные многознаменательные слова в Чине Православия, который установила наша Святая Церковь совершать в сегодняшний день.

Окончилась первая седмица Великого поста – седмица усиленных молений и покаянных подвигов, и вот Святая Церковь, желая подбодрить нас и утешить, устраивает нам в эту первую неделю Великого поста – в первый воскресный день его – духовное торжество, самое дорогое, самое близкое нашему сердцу – торжество Православия.

Установлено это в 842 году при Благочестивейшей Царице Феодоре в Константинополе Святейшим Патриархом Мефодием в память ниспровержения последней страшной ереси, колебавшей Христову Церковь – ереси иконоборчества. Но с этим торжеством Святая Церковь соединяет вообще торжество святой православной веры – победы ее над всеми нечестивыми ересями – лжеучениями и расколами. Господь Иисус Христос – Спаситель наш основал на земле Церковь Свою для того, чтобы все, принадлежащее к ней, могли спасаться – избегнуть сетей диавольских и войти в уготованное им Царствие Небесное. Диавол все свои силы прилагал к тому, чтобы ниспровергнуть – уничтожить Церковь Христову и тем воспрепятствовать спасению людей. Сначала он воздвиг страшные гонения на Церковь со стороны иудеев и язычников. Почти три столетия непрестанно лилась кровь христианских мучеников. Но диавол не успел в этом. Кровь мучеников, по меткому образному выражению славного апологета христианства Тертуллиана, явилась «семенем христиан». Христианство восторжествовало над своими гонителями: «кроткие овцы стада Христова претворили ярость волчую своих гонителей в кротость овчую».

Но диавол не успокоился после понесенного им поражения. Когда Церковь Христова восторжествовала в мире, он воздвиг новое, еще боле опасное гонение на нее: изнутри ее, как предрек еще святой Апостол Павел в своей беседе с пресвитерами ефесскими, стали «возставать люди, говорящие превратно». Он назвал их «лютыми волками» (Деян.20,29-30). Это и были так называемые «еретики», которые пытались в корне извратить подлинное учение Христово о вере и благочестии, чтобы сделать его безплодным для людей. И вот тогда Святая Церковь, в лице своих лучших служителей, ополчилась на этих еретиков для защиты своего истинного неповрежденного учения. Стали созываться сначала «поместные», а затем – «вселенские соборы». Съезжались епископы со всех концов вселенной и Духом Святым изрекали чистую и неповрежденную Истину, следуя примеру Первого Апостольского Собора в Иерусалиме (Деян.15,6-29), а еретиков отлучали от Церкви, предавая их анафеме, по ясной заповеди Самого Господа Иисуса Христа, Который сказал: «Аще (кто) церковь преслушает, буди тебе, якоже язычник и мытарь» (Мф.18,17), и по заповеди святого Апостола Павла, этого великого «Апостола языков», который сказал, что «если бы даже мы или Ангел с небесе стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал.1,8). А в другом месте он же говорил: «Кто не любит Господа Иисуса Христа, да будет анафема маран-афа» – «да будет отлучен до пришествия Господня» (1 Кор.16,22).

Вот откуда берет начало этот умилительный, величественный и торжественный Чин Православия – от Самого нашего Господа и Спасителя и от Его великого Апостола, Им Самим призванного быть «Апостолом языков», то есть всего языческого мира!

С тех пор и установлено Святой Церковью совершать этот чин в первую неделю Великого поста, которая от того так и именуется «Неделей Православия».

Этот чин, братие и сестры, особенно важен, особенно знаменателен в переживаемое нами лукавое время, когда вера православная шатается, колеблется – колеблется и расшатывается самими теми, которые должны были бы укреплять ее и поддерживать в душах верующих, – когда от истины Святого Православия отступают те, которые должны были бы быть столпами Святого Православия – высокие иерархи, вплоть до возглавителей отдельных поместных христианских церквей … Страшно сказать, но на этот путь стал даже глава Константинопольской Церкви, именуемой «Вселенской», который считается как бы Первоиерархом всего Православия!

На всем этом лежит несомненная печать апостасии, о которой предрекал святой Апостол Павел (2 Солун. 2, 3) – отступления христиан от Христа.

Мы сейчас лицом к лицу стоим перед этой апостасией, и главной угрозой истинно христианской вере, вере православной, является так называемое «экуменическое движение» во главе с так именуемым «Мировым Советом Церквей», которое отрицает учение о единстве и непогрешимости Истинной Христовой Церкви и пытается создать из всех ныне существующих «церквей» и исповданий включая и Православие со всеми отступлениями от него и извращениями, какую-то совершенно новую «лжецерковь», которая, с нашей точки зрения, вне всякого сомнения, будет «церковью» антихриста – тою лжецерковью, которую возглавит сам антихрист, приход коего так усиленно сейчас подготовляется в мире. Из учения Слова Божия и творений святых отцов Церкви мы ведь знаем, что антихрист будет и религиозным и политическим вождем и возглавителем всего человечества: он станет во главе новой всемирной лжецеркви, он же будет и правителем нового единого всемирного государства, стремясь всех и вся подчинить своей абсолютной власти.

Вот пред лицом каких страшных явно надвигающихся на нас событий мы стоим, братие и сестры, и вот почему так нужно нам ясно и определенно давать себе отчет в том, что такое святая православная вера и почему мы должны непоколебимо ее держаться, почему должны так ею дорожить и не отступать от нее ни при каких обстоятельствах и условиях, даже если бы нам грозила самая смерть.

Вера православная это – «вера Апостольская», «вра Отеческая»: это – та вра, которую проповедали святые Апостолы, изложив основания ее в Божественном Евангелии и своих апостольских посланиях верующим; это – вера, которую истолковали нам в своих дивных вдохновенных писаниях мужи апостольские – непосредственные ученики святых Апостолов и святые отцы и учители Церкви и их законные преемники, поставленные Духом Святым.

Этой веры мы и должны, братие и сестры, держаться неуклонно, если только желаем себе вечного спасения!

Сейчас мы совершим с вами этот глубоко-поучительный, трогательный и высоко-торжественный чин, который состоит из двух частей: первая половина его есть моление Святой Церкви о всех заблудших, о всех отпавших от истинной православной веры, а во второй половине Святая Церковь возглашает грозную анафему всем упорным злобствующим лжеучителям-еретикам и раскольникам, не желающим возсоединиться с Истинной Христовой Церковью и ведущим борьбу против нее: затем возглашается «Вечная память» всем почившим поборникам святого Православия и «Многая лета» – всем еще здравствующим защитникам святой православной веры и Церкви. Аминь.

Слово Архиепископа Аверкия,