«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

На всем этом лежит несомненная печать апостасии, о которой предрекал святой Апостол Павел (2 Солун. 2, 3) – отступления христиан от Христа.

Мы сейчас лицом к лицу стоим перед этой апостасией, и главной угрозой истинно христианской вере, вере православной, является так называемое «экуменическое движение» во главе с так именуемым «Мировым Советом Церквей», которое отрицает учение о единстве и непогрешимости Истинной Христовой Церкви и пытается создать из всех ныне существующих «церквей» и исповданий включая и Православие со всеми отступлениями от него и извращениями, какую-то совершенно новую «лжецерковь», которая, с нашей точки зрения, вне всякого сомнения, будет «церковью» антихриста – тою лжецерковью, которую возглавит сам антихрист, приход коего так усиленно сейчас подготовляется в мире. Из учения Слова Божия и творений святых отцов Церкви мы ведь знаем, что антихрист будет и религиозным и политическим вождем и возглавителем всего человечества: он станет во главе новой всемирной лжецеркви, он же будет и правителем нового единого всемирного государства, стремясь всех и вся подчинить своей абсолютной власти.

Вот пред лицом каких страшных явно надвигающихся на нас событий мы стоим, братие и сестры, и вот почему так нужно нам ясно и определенно давать себе отчет в том, что такое святая православная вера и почему мы должны непоколебимо ее держаться, почему должны так ею дорожить и не отступать от нее ни при каких обстоятельствах и условиях, даже если бы нам грозила самая смерть.

Вера православная это – «вера Апостольская», «вра Отеческая»: это – та вра, которую проповедали святые Апостолы, изложив основания ее в Божественном Евангелии и своих апостольских посланиях верующим; это – вера, которую истолковали нам в своих дивных вдохновенных писаниях мужи апостольские – непосредственные ученики святых Апостолов и святые отцы и учители Церкви и их законные преемники, поставленные Духом Святым.

Этой веры мы и должны, братие и сестры, держаться неуклонно, если только желаем себе вечного спасения!

Сейчас мы совершим с вами этот глубоко-поучительный, трогательный и высоко-торжественный чин, который состоит из двух частей: первая половина его есть моление Святой Церкви о всех заблудших, о всех отпавших от истинной православной веры, а во второй половине Святая Церковь возглашает грозную анафему всем упорным злобствующим лжеучителям-еретикам и раскольникам, не желающим возсоединиться с Истинной Христовой Церковью и ведущим борьбу против нее: затем возглашается «Вечная память» всем почившим поборникам святого Православия и «Многая лета» – всем еще здравствующим защитникам святой православной веры и Церкви. Аминь.

Слово Архиепископа Аверкия,

сказанное при отпевании Архимандрита Амвросия (Коновалова).

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

«Твой есьм аз – спаси мя!» – так искренно, чистосердечно, без всякого лицемерия может сказать Господу словами умилительного припева 17-ой кафизмы из чина иноческого отпевания наш почивший собрат новопреставленный отец Архимандрит Амвросий. И хотя к иночеству пришел он довольно поздно, уже здесь в Америке, – от самых ранних лет своей юности главной целью своей жизни ставил он угождение Богу и спасение своей души. Не получив большого образования, но будучи грамотным, он весь отдался чтению Слова Божия, творению святых отцов Церкви и житий святых угодников Божиих, которым стремился подражать в своей жизни. Живя в С.- Петербурге, он любил часто посещать Александро-Невскую Лавру, странствовал по разным монастырям, поклоняясь разным святыням, которых так много было у нас тогда на Святой Руси. Можно сказать, что он весь жил этим, не зная других интересов. Попав заграницу в 1920 году, он был близок там в Константинополе к нашему почившему первоиерарху, тогда Архиепископу Анастасию, и поддерживал потом с ним переписку по живо интересовавшим его вопросам духовной и церковной жизни. Вступил он в переписку затем и с нашим первым Первоиерархом Блаженнейшим Митрополитом Антонием, полученными письмами от которого особенно дорожил. Переписывался и с другими нашими архиереями, близко принимая к сердцу все, что касалось нашей Русской Зарубежной Церкви. Еще в России собрал он большую духовную библиотеку, и был очень начитан, восполнив этим недостаток своего образования. И что самое главное – он горячо ревновал о Правде Божией, об Истине Святого Православия со всею пылкостью своего пламенного темперамента. Прибыв затем в Америку, он и здесь собирал книги духовного содержания, и стал выдающимся борцом за нашу Русскую Зарубежную Церковь – «Соборную Церковь», как ее тогда называли в отличие от появившихся в ней расколов. Он выступал и устно и письменно, защищая церковную правду и обличая раскольников: произносил пламенные проповеди, писал статьи, издавал брошюрки, и, по всей справедливости, заслужил звание «Канадского миссионера», так как жил и действовал в Канаде, быв сотрудником приснопамятного Владыки Архиепископа Иосифа. Здесь он принял и монашество, и священный сан. Достигнув уже весьма преклонного возраста, он, заботясь, чтобы собранные им духовные книги попали в надежные руки, стал заранее распределять их между теми лицами, которым доверял и которые могли получить от них духовную пользу, а затем устроил себе уединенный скит – «пустыньку» в большой глуши, где и поселился совсем один, предаваясь молитвенному подвигу и продолжая вести весьма интенсивную переписку, из коей видно, как он болел всеми скорбями современной церковной жизни. Судя по его письмам, он верно оценивал создавшуюся обстановку, усматривая ложившуюся на все печать апостасии. Эти мысли свои он изложил в брошюре под заглавием «Истина и Апостасия», где собраны им весьма ценные цитаты из святоотеческих творений на эту тему.

Но остаться в своей «пустыньке» до смерти он не решился: там водилось много крыс, и ему неприятна была мысль, что после смерти эти крысы могли бы его съесть, и он лишился бы нормального христианского погребения. Тогда окончательно пришел он к мысли поселиться в нашем Свято-Троицком монастыре, который он, по его собственным словам, разсматривал, как единственный оставшийся в современном отступническом мире оплот Православия. И приехал к нам. Но тут, вскоре постиг его тяжкий недуг полной слепоты, которая не останавливала его, однако, от регулярного посещения ежедневных богослужений в нашем монастырском храме. Ведь мы помним, как он ощупью, слепой, сам пробирался в храм и находил свое обычное место. Ему посоветовали сделать операцию. Операция прошла успешно, и он, к великой радости своей, совершенно прозрел, но тут постигло его новое неожиданное испытание: паралич всего тела. В таком состоянии полного телесного разслабления, не будучи в силах сам передвигаться, он провел у нас около пяти лет.

Как это объяснить? Конечно, судьбы Божии неисповедимы, но мы можем пытаться разгадать их, с большей или меньшей степенью вероятности, ведь нет человека без греха, хотя бы един день был жития его на земли. Этому учит нас Слово Божие. Но ничто скверное или нечистое не войдет в Царствие Небесное, а потому Милосердный Господь иногда даже праведникам посылает перед кончиной их очистительные страдания, дабы вполне совершенными, как злато, очищенное в горниле, как отшлифованный бриллиант, как созревшую пшеницу, принять их в житницу Свою. Пять лет страдал, лежа без движения, наш почивший собрат Священноархимандрит Амвросий, и мы верим и надеемся, что за его пламенную веру, за огненную ревность о Правде Божией и Правде Церковной, за терпеливо и безропотно перенесенные страдания Господь Всемилостивый примет его в Свои небесные селения. Дадим же ему наше последнее целование. Суббота Сыропустная.

 Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим!