«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
Есть ли тут какой-либо повод к развлечениям и увеселениям, какие любят устраивать современные люди в новогоднюю ночь?
Только одно уместно в эту ночь – пламенная, горячая молитва о том, чтобы Всемилостивый Господь укрепил наши слабые силы к перенесению всех бедствий, грядущих на, вселенную, и помог бы нам до конца сохранить верность Христу-Спасителю, несмотря ни на какие искушения и соблазны, дабы унаследовать уготованную Им всем любящим Его блаженную вечность. – Аминь.
Суть великопостного подвига.
Мы проходим сейчас подвиг Великого поста. Что такое Великий пост? Святая Церковь отвечает нам на этот вопрос в самом начале – при наступлении Великого поста, когда радостно поет: «Возсия благодать Твоя, Господи, возсия просвещение душ наших: се, время благоприятное, се, время покаяния!» (Стихира в неделю Сыропустную).
Великий пост – время покаяния, время особенно благоприятное для принесения нами покаяния (ибо каяться-то, вообще говоря, мы должны всегда, во всякое время года!)
Суть великопостного подвига и заключается в том, чтобы мы достодолжным образом настроились к покаянию и принесли это покаяние, завершив его таинством Покаяния, в котором мы примиряемся с своей совестью, примиряемся и возсоединямся с Святой Церковью и с Господом Богом, от которых мы отторгаем себя чрез грех, о чем свидетельствуют слова разрешительной молитвы духовника: «примири и соедини его Святей Твоей Церкви …»
Итак, суть великопостного подвига состоит в покаянном возвращении в Церковь, в возсоединении с Церковью тех, кто отпал от нее чрез нераскаянные грехи.
Такая чисто-православная точка зрения явно исключает формальный подход, не считающийся с голосом совести, ко всем вопросам духовно-церковной жизни в нашем св. Православии. Это нашло себе отражение даже в нашем Церковно-приходском Уставе: «Не имеет права голоса в приходских собраниях, тот, кто не говеет ежегодно, ибо поскольку он не говеет, он отпал от Церкви, он – уже не член Церкви».
И тут, на первом месте должна стать совесть. Говение должно быть не формальным, а искренним, ибо, в противном случае, как говорит наш великий русский светильник Еп. Феофан Затворник, может быть, что духовник говорит: «Прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих…», а Господь в это же время скажет: «А Я не прощаю и не разрешаю!..»
О таком же – отнюдь не формальном подходе свидетельствует нам и само Слово Божие.
«Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь имать живот вечный, и Аз воскрешу его в последний день» (Ин.6,54) – говорит Сам Господь наш Иисус Христос и: «Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь во Мне пребывает, и Аз в нем» (Ин.6,56).
Но в то же время сказано: «Да искушает же (то есть: да испытывает свою совесть, чиста ли она?) человек себе, и тако от хлеба да яст и от чаши да пиет: ядый бо и пияй недостойне, суд себе яст и пиет» (1 Кор.11,28-29), то есть причащается себе «в суд и осуждение», а не «в оставление грехов и жизнь вечную».
Вот что грозить тем, которые подходят к таинствам Святой Церкви только формально, а совесть их спит.
Вся жизнь для истинного христианина, а особенно в нынешнее лукавое время, когда почти угасла у большинства людей совесть, должна быть, по существу, великопостным подвигом. А потому все сказанное нами выше имеет ближайшее отношение и ко всей жизни христианина – как его личной, внутренней, так и общественной, церковной.