«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Такая чисто-православная точка зрения явно исключает формальный подход, не считающийся с голосом совести, ко всем вопросам духовно-церковной жизни в нашем св. Православии. Это нашло себе отражение даже в нашем Церковно-приходском Уставе: «Не имеет права голоса в приходских собраниях, тот, кто не говеет ежегодно, ибо поскольку он не говеет, он отпал от Церкви, он – уже не член Церкви».

И тут, на первом месте должна стать совесть. Говение должно быть не формальным, а искренним, ибо, в противном случае, как говорит наш великий русский светильник Еп. Феофан Затворник, может быть, что духовник говорит: «Прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих…», а Господь в это же время скажет: «А Я не прощаю и не разрешаю!..»

О таком же – отнюдь не формальном подходе свидетельствует нам и само Слово Божие.

«Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь имать живот вечный, и Аз воскрешу его в последний день» (Ин.6,54) – говорит Сам Господь наш Иисус Христос и: «Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь во Мне пребывает, и Аз в нем» (Ин.6,56).

Но в то же время сказано: «Да искушает же (то есть: да испытывает свою совесть, чиста ли она?) человек себе, и тако от хлеба да яст и от чаши да пиет: ядый бо и пияй недостойне, суд себе яст и пиет» (1 Кор.11,28-29), то есть причащается себе «в суд и осуждение», а не «в оставление грехов и жизнь вечную».

Вот что грозить тем, которые подходят к таинствам Святой Церкви только формально, а совесть их спит.

Вся жизнь для истинного христианина, а особенно в нынешнее лукавое время, когда почти угасла у большинства людей совесть, должна быть, по существу, великопостным подвигом. А потому все сказанное нами выше имеет ближайшее отношение и ко всей жизни христианина – как его личной, внутренней, так и общественной, церковной.

Могут ли почитаться истинными христианами те, которые голоса совести не слушают, постов и иных постановлений Святой Церкви не признают и не считают для себя нужным искренно каяться в своих грехах и тем самым примиряться и возсоединяться с Церковью в Таинстве Покаяния?

А что сказать о священнослужителях и высоких иерархах Церкви, которые настроены подобным же образом и даже официально предлагают изменить весь покаянно-богослужебный строй нашей Церкви, упразднив посты и все кажущаяся для них стеснительными церковные правила?

Могут ли такие благодатно руководить жизнью Церкви, могут ли они о своем сборище сказать: «Днесь благодать Святаго Духа нас собра?».

Могут ли они дерзнуть надписать свои постановления словами: «Изволися Духу Святому и нам», как это сделали Апостолы? Церковь Вселенская уже дала ответ на этот вопрос, когда отвергла наименовавший себя «вселенским» собор 449 года в Ефесе, провозгласив его «разбойничьим собором». А ведь там было огромное количество иерархов, собравшихся действительно со всей «вселенной».

Не формалистика и не «большинство голосов» имеет главное значение в Церкви, а благодать чистого единодушия, привлекаемая совестью, примиренной с Богом и с Истинной Церковью.

В 1439 году на пресловутом флорентийском соборе была заключена уния с Римом, и Православие подавляющим «большинством голосов» было ликвидировано: все православные должны были подчиниться папе Римскому.

И что же?