«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Святые – это жатва Духа Божия, это дивные плоды Божественной благодати.

Для того и основана на земли Христом-Спасителем Церковь, как сокровищница благодати Святого Духа, чтобы помочь всем нам стать святыми.

Святость – это ведь и есть наше назначение, цель нашей жизни, наше жизненное призвание.

«Сия бо есть воля Божия – святость ваша» (1 Фес.4,2), говорит Апостол: «ибо не призвал нас Бог к нечистоте, но к святости» (там же ст. 7).

Иными словами, торжественное празднование памяти Всех Святых есть призыв всех нас к святой жизни – к святости. Святая Церковь всех нас, христиан, желает видеть святыми и воодушевляет нас на стремление к святости, живописуя пред нашим мысленным взором безчисленный ряд самых различных по образу жизни святых угодников Божиих.

«Трудное дело!» скажете вы, братие: «невозможное дело!»

«Трудное» – это верно, но ведь без труда ничего в жизни не бывает: каждый из нас непременно над чем-нибудь трудится. Некоторые неутомимо, с каким-то ожесточением и азартом, особенно в нынешнее время, трудятся над осквернением своей собственной души и над расширением зла в мире. Так или иначе, труда в жизни не избежать: вопрос только в том, в каком направлении, над каким делом и с какой целью кто трудится. Почему же не предпринять труда Божия, труда благодатного – над насаждением и укреплением добра в себе и вокруг себя? А это ведь и ведет к святости!

Что касается «невозможности», то это не так. Бог всеведущий и всемогущий разве стал бы от нас требовать дела невозможного, неисполнимого? А между тем святость наша – это Его воля, Его желание.

«Святи будите, якоже Аз свят есмь», говорит Он Сам устами пророка (Лев.19,2), а Христос-Спаситель в Своей Нагорной Проповеди повторяет это же ветхозаветное наставление в таких словах: «Будите убо вы совершены, якоже Отец ваш Небесный совершен есть» (Мф.5,48).

Надо знать и помнить, что «невозможное человекам возможно Богу» (Мф.19,26), и Бог, желающий видеть нас святыми, не оставит нас без Своей всесильной помощи в нашем труде для приобретения святости. От нас требуется только искреннее стремление и твердая решимость – предоставить себя в жертву живую Богу и дать в себе свободу действию благодати Святого Духа.

Кто же говорит, что «невозможное дело» для каждого из нас стать святым, тот, значит, сам не хочет святости, не ищет ее, грех любит и не желает разстаться с ним – вот он и оправдывает себя тем, будто не каждый может стать святым. Такое разсуждение – не что иное, как прельщение диавольское, ибо диавол всякими доводами стремится увлечь нас все глубже и глубже в трясину греха, чтобы окончательно погубить нас.

Кто возражает против святости и утверждает, что святость не может быть целью жизни для каждого человека, тот противник Божий, ибо он выступает против очевидной воли Божией.

Хуже всего на свете – это злая, развращенная воля: она-то и противится больше всего идеалу святости, и ее-то и нужно побороть в себе. Кто этого не делает, тот и не христианин, и далеко от него спасение.

Не будем смотреть на множество грешащих вокруг нас, ибо это не послужит нам в оправдание, а будем постоянно с умилением взирать на высокие примеры житий святых угодников Божиих и, прославляя блаженную память их, стремиться подражать им, взывая к ним о помощи: «Вси святии, молите Бога о нас!»