«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
«Воскресе Христос, и жизнь жительствует».
(Из слова св. Иоанна Златоуста на Святую Пасху.)
Как радостно это торжественно-вдохновенное слово великого вселенского учителя, читаемое по уставу в конце светлой пасхальной заутрени! Но особенно радостно воспринимается оно теми, в ком, по выражение его, действительно «жизнь жительствует», в душах которых живет Воскресший Христос и которые поэтому живут «надеждой воскресения и жизни вечной» – живут жизнью общей для всей Церкви, Которая есть Тело Христово.
Истинный христианин – лишь тот, кто живет в Церкви и жизнью Церкви, ни в чем не отделяя себя от нее.
А жизнь Церкви наиболее полно и ярко выражается в ее богослужении – суточном, седмичном и годичном богослужебном круге с его праздниками, в центре которых Святая Пасха, с памятями святых угодников Божиих, постами, поминовениями усопших и т. д. Сколько во всем этого назидательного, глубоко-поучительного, умиляющего, возвышающего и облагораживающего душу, ободряющего и духовно-укрепляющего.
Наши благочестивые предки никогда всем этим жили, и вот почему существовала все-таки Святая Русь, как бы ни пытались некоторые современные неверы отрицать ее существование, указывая на темные стороны в жизни русских людей. Весь наш народный быт был тесно и неразрывно связан с Церковью и ее установлениями, как бы пронизан церковным духом. А во главе всего стоял «праздников праздник торжество торжеств» – Светлое Воскресение Христово, которое нигде в мире не праздновалось так необыкновенно радостно, так торжественно, как у нас на Родине. До самого последнего времени обычное приветствие при встрече во весь сорокадневный пасхальный период заменялось пасхальным приветствием: «Христос Воскресе! – Воистину Воскресе!» Так приветствовали друг друга при встрече на Карпатской Руси даже совершенно незнакомые люди.
Сухие календарные цифры и названья месяцев в обычном житейском обиходе почти не употреблялись. Говорили, например: «Это случилось Великим постом», а это – «на Страстной» или: «на Пасху» или: «в канун Троицына дня», или: «на Успение» и т п.
Трудно даже себе представить, чтобы постом кто-либо, без особой причины или препятствия, не говел, не причащался Святых Таин. В воскресные и праздничные дни разве только дряхлые старики и больные не шли в церковь.
Но вот пришли к нам с Запада иные веяния: началось постепенное расцерковление жизни, отход от Церкви. К чему это привело, мы все это хорошо знаем, сами были свидетелями: началось страшное, злобное, ожесточенное гонение на веру и Церковь, пролилась кровь многих миллионов лучших русских людей, многие погибли от голода и холода и заразных болезней в жутких застенках и ссыльных лагерях, где их подвергали мучительным издевательствам и нечеловеческим пыткам и страданиям.
Где первоисточник всего этого подлинно сатанинского беснования, которое начинает охватывать теперь уже весь мир?
Для человека вдумчивого и наблюдательного это должно быть ясно. Борьбу с Христовой Церковью за полное расцерковление жизни ведут богоотступники – слуги имеющего явиться в конце времен антихриста, которые ставят себе задачей создать на земле все необходимые условия и обстановку, благоприятствующую его скорейшему приходу и воцарению над миром. И это не только у нас – на нашей несчастной Родине, которая первая пала жертвой этих слуг грядущего антихриста.
Тот же процесс идет ныне и во всем мире, так называемом «свободном мире», который давно уже совсем не свободен, после того как отпал от истинного христианства.
Особенно наглядной была видна эта борьба с Церковью за расцерковление жизни в упразднении христианских праздников и замене их другими – «гражданскими», праздниками. Сначала говорилось, что праздников слишком много, что «некогда работать» и под этим предлогом Христианские праздники постепенно отменялись, но на место их введены свои – гражданские праздники. Вместо церковного брака введен гражданский брак, церковное отпевание умерших заменено гражданскими похоронами; у нас на Родине делались даже попытки «крестины» заменить «звездинами». Чрезвычайно характерным явлением нашего времени необходимо признать вытеснение отовсюду знамения Честного и Животворящего Креста Господня: его место заняла звезда и иные эмблемы. Даже на многих зданиях, претендующих именовать себя «христианскими храмами», нет креста, на могилах порою даже запрещается, под разными предлогами, ставить крест.
И хотя два главных христианских праздника в «свободном мире» еще будто бы остались: Рождество Христово и Пасха, так как, по-видимому, трудно было просто их ликвидировать, но из них изъято было христианское содержание. Кто-то ловко постарался сделать так, чтобы они стали какими-то «сезонными праздниками»: о том, что оба этих праздника посвящены главным событиям жизни нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа, всячески замалчивается: главным действующим лицом, изображение которого всюду можно видеть, в празднике Рождество Христова является «Санта-Клаус» («Дед-Мороз»), а в празднике Святой Пасхи – почему-то заяц (!!)