«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

«Приидите, людие, Триипостасному Божеству поклонимся: Сыну во Отце со Святым Духом» …

(стихира).

 «Троицын-день».

Так обычно именовался у нас по-народному этот дивный праздник, который официально, по-церковному, носит название «Пятидесятницы», поскольку празднуемое в этот день великое событие Сошествие Святаго Духа произошло в пятидесятый день по Воскресении Христовом. Наш народ подметил, что в церковных песнопениях этого дня прославляется не только это событие, но и вся Святая Троица; отсюда и наименование – «Троицын-день».

Но почему же славится вся Святая Троица, когда главным действующим лицом в воспоминаемом в этот день событии является, собственно, лишь Одно Третие Лицо Пресвятой Троицы – Дух Святый?

Потому что событием этим было закончено все дело домостроительства нашего спасения (отчего и праздник этот именуется Святой Церковью «конечным праздником»), а в нем деятельное участие принимали все три Лица Пресвятой Троицы, почему и поется: «... нераздельней Троице покланяемся, Та бо нас спасла есть» (стихиры).

В этот день мы празднуем полное и совершеннейшее выражение неизреченной любви Божией к падшему человеческому роду.

В чем же и как проявилась эта любовь Божия к нам, грешным, со стороны каждого из трех Лиц Пресвятой Троицы.

Бог-Отец – наш Творец и Промыслитель. Он создал нас из ничего, единственно по любви Своей, и даровал нам безценный дар – жизнь, чтобы сделать нас блаженными в общении с Собой. Он почтил нас «образом Своим», наделив высоким даром свободной воли с возможностью приближаться к уподоблению своему Первообразу. Сотворив нас, Он не предоставил нас произволу слепой судьбы, а продолжает непрестанно промышлять о нас, так что ни один волос не падает у нас с головы без Его святой воли. Когда же, в лице прародителей наших, мы пали и сделались недостойными Его милостей и райского блаженства, и подвергли себя величайшим бедствиям и страданиям вплоть до общего всем нам «оброка греxa» – смерти, Он и тогда не отвратил от нас лица Своего, но устроил нам дивный план спасения в Сыне Своем.

Сын Божий явился нашим Спасителем и Искупителем. Исполняя волю Отца Своего Небесного, Он сошел на землю и, став во всем, кроме греха, подобным нам человеком, обрек Себя на все страдания и лишения бренного человеческого существования, вплоть до страшной поносной смерти на кресте. А дабы мы всегда чувствовали всю силу Его Божественной любви к нам, окаянным грешникам, Он установил дивное Таинство Причащения Тела и Крови Его, чрез которое мы приискренне соединяемся с Ним, как Он Сам сказал: «Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает, и Аз в нем» (Ин.6,56) и сподобляемся дарованной Им вечной жизни (там же ст. 54).

По своей крайней греховной испорченности мы были бы совершенно безсильны и неспособны воспринять и усвоить себе все богатство благости, которое уготовала нам любовь Бога-Отца и Бога-Сына, и вот Дух Святый стал нашим Освятителем, завершив все великое дело домостроительства нашего спасения. Он сошел для того, чтобы уврачевать наши греховные язвы, очистить нас от всякия скверны плоти и духа и освятить нас Своею благодатью, даруя нам «паки-рождение» и делая нас «новою тварью», способной для вечной, нетленной, блаженной жизни.

Коротко и ясно выразил все вышесказанное наш отечественный богослов-подвижник святитель Феофан Вышенский Затворник:

«Чему быть благоволил Бог-Отец, что исполнил в Себе Сын Божий, то присвоить верующим, снисшел ныне Дух Святый» («Мысли на каждый день года»).