«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Когда наступил роковой 1917 год и почти все передовое русское общество, не исключая и многих священнослужителей, было охвачено революционным угаром, Архиепископ Анастасий сразу распознал антихристов лик революции и твердо встал на защиту веры и Церкви Христовой от всяких посягательств, как на чистоту веры, так и на вековой канонический строй нашей Церкви.

В августе 1917 года он выехал из Бесарабии в Москву на созванный тогда Всероссийский Поместный Собор. Участвуя вместе с другими епископами в общей работе Собора, он состоял, кроме того, председателем Хозяйственного Отдела Собора и возглавлял комиссию по устройству торжества избрания и настолования (интронизации) Патриарха, каковым и был избран святейший Тихон. Все это светлое торжество настолования он подробно описал в своей статье: «Избрание и поставление святейшего патриарха Тихона, характер его личности и деятельности». Характерно, что при своей сравнительной молодости (ему было всего 44 года), Архиепископ Анастасий при голосовании оказался в числе кандидатов в Патриархи, получив 77 голосов из общего числа 309. Это ярко свидетельствует, каким уважением и авторитетом он пользовался. Блестяще была организована и выполнена им интронизация новоизбранного патриарха Тихона, несмотря даже на то, что Кремль был захвачен большевиками.

В течение нескольких месяцев Высокопреосвященный Анастасий оставался в Москве, оказывая весьма существенную помощь патриарху в деле организации нового церковного управления, согласно выработанному Собором уставу, и в марте 1918 года был награжден правом ношения бриллиантового креста на клобуке. После реорганизации высшего церковного управления Архиепископ Анастасий был избран Членом Священного Синода и одновременно Высшего Церковного Совета.

В октябре 1918 года, с благословения патриарха Тихона, он выехал из Москвы в Одессу в надежде возстановить прерванные сношения с Бесарабией, захваченной румынами.

Спокойному безопасному месту в благоустроенном государстве он предпочел изгнанническую жизнь среди волн разбушевавшейся революционной стихии, а затем далеко за пределами отечества, вплоть до далекой заокеанской Америки, вместе с многими тысячами православных русских людей, вынужденных оставить родную землю.

В связи с угрожающим положением Юга России, Архиепископ Анастасий в 1919 году должен был выехать из Одессы в Константинополь. Возвратившись на короткое время в Россию, он посетил Новороссийск, Ростов и Новочеркасск, где вошел в сношение с Высшим Церковным Управлением, возглавленным Митрополитом Антонием, исполнял некоторые его поручения и в 1920 году снова выехал чрез Одессу в Константинополь, где ему было поручено управление православными русскими общинами Константинопольского округа. Число этих русских общин особенно возросло после великого исхода армии генерала Врангеля и с нею множества других русских людей, не пожелавших остаться под игом советской власти у себя на родине. В Константинополе Архиепископ Анастасий возглавил Русский Комитет, объединявший до 35 организаций, и развил там среди русских беженцев, число которых насчитывалось до 175.000, плодотворную и многостороннюю пастырскую деятельность.

В 1921 году, по поручению Высшего Церковного Управления, переехавшего с Юга России сначала в Константинополь, а потом в Югославию, Архиепископ Анастасий посетил Афон и Святую Землю с целью ознакомления с положением афонских русских монастырей после войны и особенно с состоянием Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, экономические дела которой были совершенно разстроены военными потрясениями, оставившими свой тяжелый след и во внутренней жизни имеющихся в Палестине русских женских монастырей.

В ноябре 1921 года Архиепископ Анастасий, в качестве управляющего Русскими православными общинами Константинопольского округа, принял участие в состоявшемся в Сремских-Карловцах (тогда в Королевстве С. X. и С.) Первом Русском Всезаграничном Церковном Соборе и возглавил на нем Отдел Духовного Возрождения.

В 1923 году Архиепископ Анастасий присутствовал в качестве представителя Русской Церкви на т. наз. «Всеправославном Конгрессе», созванном патриархом Мелетием в Константинополе. На этом «Конгрессе» были поставлены вопросы о введении нового стиля, о второбрачии духовенства, о женатом епископате, о сокращении богослужения, об упразднении постов и упрощении одежды духовенства. Архиепископ Анастасий мужественно возвысил свой голос против всех этих новшеств, направленных на ниспровержение священных канонов, веками освященных благочестивых традиций и обычаев нашей Святой Церкви и, следовательно, к извращению духа св. Православия.

По поручению последнего, он отправился в Иерусалим, в качестве наблюдающего над делами Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Посетив предварительно Лондон, для переговоров с представителями английского правительства, имевшего мандат на управление Палестиной, он прибыл в Св. Землю в декабрь 1924 года и оставался здесь потом в течение 10 лет, выезжая ежегодно в Сремские Карловцы на Архиерейский Собор, а также иногда в Сирию для посещения Патриарха Григория VII и его преемника Патриарха Александра.

Отсюда он ездил также во Францию для переговоров с Митрополитом Евлогием, после выхода его из юрисдикции нашего Архиерейского Собора. Из Палестины он совершил паломничество на Синай, где настоятельствовал Архиепископ Порфирий.

Во время Собора 1935 года Архиепископ Анастасий принял участие в нарочитом совещании, устроенном Сербским Патриархом Варнавой для возстановления единства в Русской Зарубежной Церкви, в состав которого входили также Митрополиты Евлогий и Феофил и Епископ Димитрий (Вознесенский), в качестве представителя Дальне-Восточного округа: на этом совещании было выработано Временное Положение об управлении Русской Церковью заграницей.

Тогда же Архиепископ Анастасий был возведен в сан Митрополита и оставлен на постоянное, пребывание в Сремских-Карловцах в качестве помощника находившегося в болезненном состоянии Блаженнейшего Митрополита Антония.

Когда 28 июля 1936 года Митрополит Антоний скончался, у съехавшихся по этому поводу на собор архиереев не могло быть уже никаких сомнений в выбор достойнейшего ему преемника, и Владыка Митрополит Анастасий единодушно был избран на пост Председателя Архиерейского Синода и Собора Русской Православной Церкви заграницей.