«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

В ноябре 1921 года Архиепископ Анастасий, в качестве управляющего Русскими православными общинами Константинопольского округа, принял участие в состоявшемся в Сремских-Карловцах (тогда в Королевстве С. X. и С.) Первом Русском Всезаграничном Церковном Соборе и возглавил на нем Отдел Духовного Возрождения.

В 1923 году Архиепископ Анастасий присутствовал в качестве представителя Русской Церкви на т. наз. «Всеправославном Конгрессе», созванном патриархом Мелетием в Константинополе. На этом «Конгрессе» были поставлены вопросы о введении нового стиля, о второбрачии духовенства, о женатом епископате, о сокращении богослужения, об упразднении постов и упрощении одежды духовенства. Архиепископ Анастасий мужественно возвысил свой голос против всех этих новшеств, направленных на ниспровержение священных канонов, веками освященных благочестивых традиций и обычаев нашей Святой Церкви и, следовательно, к извращению духа св. Православия.

По поручению последнего, он отправился в Иерусалим, в качестве наблюдающего над делами Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Посетив предварительно Лондон, для переговоров с представителями английского правительства, имевшего мандат на управление Палестиной, он прибыл в Св. Землю в декабрь 1924 года и оставался здесь потом в течение 10 лет, выезжая ежегодно в Сремские Карловцы на Архиерейский Собор, а также иногда в Сирию для посещения Патриарха Григория VII и его преемника Патриарха Александра.

Отсюда он ездил также во Францию для переговоров с Митрополитом Евлогием, после выхода его из юрисдикции нашего Архиерейского Собора. Из Палестины он совершил паломничество на Синай, где настоятельствовал Архиепископ Порфирий.

Во время Собора 1935 года Архиепископ Анастасий принял участие в нарочитом совещании, устроенном Сербским Патриархом Варнавой для возстановления единства в Русской Зарубежной Церкви, в состав которого входили также Митрополиты Евлогий и Феофил и Епископ Димитрий (Вознесенский), в качестве представителя Дальне-Восточного округа: на этом совещании было выработано Временное Положение об управлении Русской Церковью заграницей.

Тогда же Архиепископ Анастасий был возведен в сан Митрополита и оставлен на постоянное, пребывание в Сремских-Карловцах в качестве помощника находившегося в болезненном состоянии Блаженнейшего Митрополита Антония.

Когда 28 июля 1936 года Митрополит Антоний скончался, у съехавшихся по этому поводу на собор архиереев не могло быть уже никаких сомнений в выбор достойнейшего ему преемника, и Владыка Митрополит Анастасий единодушно был избран на пост Председателя Архиерейского Синода и Собора Русской Православной Церкви заграницей.

Первым мероприятием Митрополита Анастасия была реорганизация нашей Русской Зарубежной Церкви, которая была вся разделена на 4 Митрополичьих округа – Ближне-Восточный, Дальне-Восточный, Западно-Европейский и Северо-Американский. К ним позже, в годы Второй Мировой Войны, был присоединен еще пятый – Средне-Европейский.

В августе 1938 года Митрополит Анастасий осуществил второе важное мроприятие – в Сремских-Карловцах, под его председательством, был созван Второй Всезарубежный Церковный Собор из Епископов, клира и мирян, деяния которого были напечатаны отдельной книгой.

С перемещением Архиерейского синода из Сремских-Карловцев в Белград, сюда переехал и его Председатель Митрополит Анастасий, управлявший одновременно на правах епархиального архиерея русскими приходскими общинами в Югославии. Здесь же он на столь хорошо знакомой русским белградцам Крунской улице № 20, неподалеку от русской Св.-Троицкой церкви, являвшейся фактически его кафедральным собором, провел и первые годы Второй Мировой Войны, повлекшей за собой германскую оккупацию Белграда и всей Югославии.

Ежедневно Владыка Митрополит Анастасий, являвший всем пример строго-иноческой жизни, посещал Божественную литургию в Св.-Троицкой церкви и до поздней ночи занимался церковными делами. Во все воскресные и праздничные дни он сам совершал Богослужение и неизменно сам же проповедовал. Проповеди его захватывали слушателей особенно художественностью стиля, тонкой отделкой мысли и разносторонней содержательностью.

Будучи ценителем подлинной науки и научного знания, в особенности, конечно, богословского, Владыка Митрополит Анастасий объединил вокруг себя лучшие умы ученых и общественных деятелей и наиболее просвещенных служителей Церкви, собирая их периодически на совещания в своих покоях на Крунской улице, а при Архиерейском Синоде учредил особый Ученый Комитет, возглавленный бывшим инспектором Киевской Духовной Академии магистром богословия Архиепископом Тихоном (Лященко).

Личным своим примером Владыка Анастасий вдохновлял и многих своих сотрудников, вследствие чего русский Белград жил весьма напряженной духовной жизнью. Так, в Русском Доме функционировали Миссионерские Курсы по борьбе с безбожием, религиозно-национальные кружки молодежи имени св. равноап. вел. князя Владимира, дважды в неделю велись религиозно-нравственные чтения и собеседования, периодически устраивались разные церковно-юбилейные торжества. И несмотря на множество обще-церковных дел, Владыка находил время во все это сам входить, посещал нередко эти собрания, давал указания и был душой всего этого в высшей степени духовно-благотворного делания.

Когда началась Вторая Мировая Война (6 апреля 1941 г.), Владыка Митрополит Анастасий разделил с своей белградской паствой все ее ужасы и длительные лишения. Неожиданная германская бомбардировка Белграда 6 апреля 1941 г., решившая в короткий срок судьбу Югославии, произвела такое потрясающее впечатление, что столица была совершенно оставлена, как правительственными органами, так и рядовыми жителями, бежавшими в неописуемой панике за много десятков километров. Среди полного разгрома только в жизни белградской русской церкви не произошло существенных перемен: своим чередом шли положенные уставные службы, а священники ходили со Святыми Дарами по городу, напутствуя раненых и совершая молебные пения по убежищам. Во время налета, Митрополит Анастасий оставался на своем архиерейском месте в алтаре, а чредное духовенство служило молебен перед чудотворной иконой Божией Матери Знамения Курской-Коренной. И это несмотря на то, что в непосредственной близости от нашей церкви упало целых пять бомб, сгорела соседняя сербская церковь св. Марка, а у самой церковной стены двое суток пылал гигантский костер из зажженного бомбой склада бревен На второй день, 25 марта/7 апреля, в самый праздник Благовещения, когда происходила особенно сильная бомбардировка, Владыка Митрополит присутствовал на Божественной литургии, которую совершал в подвале Русского Дома один из священников для множества укрывавшихся там русских людей. Эта литургия, совершенная в обстановке, напоминавшей катакомбы древних христиан, на всю жизнь запечатлелась в памяти у тех, кто на ней причащались. А причащались, по благословению Владыки Митрополита, все, до 300 человек, после общей исповеди, в виду явно грозившей всем смертной опасности.