«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
А для нас, остающихся верными истинному Православию, не может не быть особенно знаменательным и высоко поучительным именно то, что праздник Торжества Православия как бы увенчивает собою первую, наиболее строгую седмицу Великого поста.
Будем же стремиться к подвигу, в котором как раз и выражается существо нашей православно-христианской веры, которая есть подвиг подражания Христу в крестоношении и самораспятии (1 Петр.2,21;1 Кор.9,25-27;Гал.5,24), – веры подвижнической. А подвизаясь законно, как учит Слово Божие, будем все претерпевать за Истину, не отступая от нее, как это делают теперь многие, по малодушию или из какой-либо корысти.
И будем твердо помнить: где нет подвига, где нет стояния за истину – там нет и Православия – нет истинной веры в Бога и во Христа Его. Аминь.
«Радуйся, живоносный Кресте – благочестия непобедимая победа…»
Как первая, наиболее строгая, седмица Великого поста увенчивается торжеством Православия, так весь Великий пост в целом увенчивается и освящается драгоценнейшим для нас, христиан, знамением Честнаго и Животворящего Креста Господня, возвышающимся посреди его и как бы осеняющим собою все течение его.
В самой середине поста Крест торжественно выносится из алтаря и перед ним совершается земное поклонение с исполнением при этом особых умилительных песнопений. Это поклонение Кресту продолжается затем в течении всей четвертой седмицы поста, которая и называется поэтому – Крестопоклонной.
Что это значит?
Крест выносится для того, чтобы поднять наш дух и воодушевить нас к дальнейшему прохождению подвига поста, напомнив нам, что все мы, христиане – крестоносцы, и что, если мы не напрасно носим великое и славное имя последователей Христовых, мы должны в жизни своей уподобляться Христу в крестоношении и самораспятии, как Он Сам нас учил: иже хощет по Мне идти, да отвержется себе, возьмет крест свой, и по Мне грядет (Мк.8,34) и как наставлял христиан великий Апостол языков святой Павел: иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми (Гал.5,24).
Постничество, понимаемое, как всестороннее воздержание и самоограничение, и есть то «самораспятие», которое от нас требуется, если мы не на словах только, но и на деле хотим быть истинными христианами. А Великий пост, который мы ежегодно проходим, есть не что иное, как только символ всего течения истинно-христианской жизни, и одновременно – ежегодное упражнение в подвиге христианской жизни и, вместе с тем, – ежегодное напоминание о том, как должен жить истинный христианин.
Каждый истинный христианин есть подвижник, и без подвига нет и не может быть истинно-христианской жизни, ибо для того, чтобы стать христианином, необходимо нудить себя, принуждать себя во всем – делать не то, что внушает нам наша растленная грехом природа, а то, что повелевает Закон Божий: по мудрой нашей народной поговорке, – «жить не так, как хочется, а так, как Бог велит».
Этого подвига и ждет от нас наш Подвигоположник-Христос, сказавши ясно: подвизайтеся внити сквозь тесная врата (Лк.13,24), ибо широки врата и пространен путь, ведущие в пагубу, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в живот, и немногие находят их (Mф.7,13-14).
Царствие Божие , по словам Самого же Христа Спасителя, силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф.11,12).
А в чем состоит этот подвиг, объясняет святой Апостол Павел, говорящий: подвизающийся, от всего воздерживается (1 Кор.9,25), то есть он состоит во всестороннем воздержании телесном и душевном, о чем и учит нас Святая Церковь и о чем напоминает нам особенно Великим постом.
На этот подвиг воздержания и воодушевляет нас Крест Господень, износимый на середину храма для поклонения.