«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
Мы знаем, к чему, в конце концов, привела эта неистовая завистливая злоба: она Бога предала ужасной поносной смерти на кресте, а виновников ее заклеймила вечным позором, как богоубийц и служителей диавола. Недаром даже почетное некогда звание «фарисея» стало с тех пор нарицательным именем, как характеристика самого гнусного человека – фальшивого лицемера, который все доброе делает только на показ, для человеческой славы, а внутри весь исполнен всевозможных низменных страстей и пороков – всякой скверны и нечистоты, зависти, злобы и ненависти.
Так вот, какое великое зло есть зависть! В своем безумном ослеплении зависть не остановилась даже пред самым страшным преступлением, какое только можно себе представить: Самого Бога, явившегося в мир для спасения человека она возвела на крест, чтобы замучить и умертвить Его самым жестоким образом.
Понятно поэтому, что такой великий отец Церкви, как святой Иоанн Златоуст, называет зависть «изобретением диавола», и признает ее «гибельнейшей из всех страстей» (т.IV, стр.516-517), говоря, что она «ничего не делает с разсуждением», что «нет зла хуже ее», что она – «зверь многоглавый», который «строит козни добрым ближним», что «она легко может ослепить ум», «превращает человека в демона», что она – «хуже блуда и прелюбодеяния», «порождает клеветы и обвинения» и «подвергшихся ей делает безумными» (IV, 557; VII, 431-433; VII, 432, 640; VIII, 224, 240; IX, 147 и др.).
Все это неудивительно, если принять во внимание, что именно «завистью диаволею вошел грех в мир и грехом смерть» (Рим.5,12). «Когда диавол увидел человека в чести (в раю), то не вынес его благоденствия и сделал все, чтобы погубить его» – говорит тот же святой Златоуст: по зависти «и Авель убит; так и Давид едва не погиб; так и многие другие праведники. Также сделались христоубийцами и иудеи» (том VIII, стр.316).
И на всем протяжении всей человеческой истории зависть всегда более всего омрачала человеческую жизнь, будучи готова идти на самые тяжкие преступления: на всякую низость, подлость, обман, шантаж, лицемерие, клевету, грабеж и убийство.
Зависть к богатым и знатным порождала бунты и так называемые «революции», что особенно наглядно видели мы в нашей несчастной русской революции с ее исполненными зависти лозунгами: «грабь награбленное!», «мир хижинам, война дворцам!», «мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем!» и т.п.
Завистливый человек и сам мучается и других тиранит, будучи несносен в человеческом обществе и неспособен ни к какой полезной созидательной деятельности. Зависть буквально сушит его: он никогда не знает душевного спокойствия – мир Христов чужд душе его. И другим от него нет покоя: как все самолюбцы, он нетерпелив, раздражителен, придирчив.
Зависть особенно неистовствует в наше время, порождая безчисленные, так называемые «проклятые» социальные и политические вопросы, которые никогда и никем не могут быть и не будут разрешены вне истинного христианства, коего в зазнавшейся гордыне своей уже не желают знать современные люди, самоуверенно и самонадеянно мнящие создать «рай на земле» без Бога. Не «рай на земле», а «царство антихриста» они с таким умонастроением действительно создадут, к чему и идет сейчас вся мировая история, все потуги и мероприятия современных государственных деятелей и вождей современного обезбоженного человечества. Явные признаки этого мы уже видим на каждом шагу, и они все умножаются и умножаются буквально с каждым днем, на наших глазах, была бы только охота видеть, а не смежать в какой-то непростительной безпечности свои духовные очи.
Ведь и весь современный поход против христианства, и явная и тайная борьба против него – все это вдохновляется ни чем иным, как тою же завистью, ибо, как выражаются свв. отцы-подвижники, «ненавидит жена-блудница жену честну, целомудренну и добру зело», как ненавидят обыкновенно люди нечестные, фальшивые, неискренние и безпринципные людей честных, искренних и по-настоящему (а не на словах только!) идейных, – как и имеющий некогда придти антихрист возненавидит Христа, все по той же зависти, и будет стараться заменить собою Христа, заняв в сердцах людей Его место.
Но особенно, конечно, неуместна и преступна зависть в тех людях, которые считают себя «христианами» и даже «христианами примерными», преданными Церкви. Именно такие завистливые «христиане» и производят больше всего смут и нестроений в церковной жизни, будучи готовы идти даже на разделения и расколы, но отнюдь не по идейным, а по чисто-эгоистическим, самолюбивым побуждениям, из-за уязвленной гордости и тщеславия, завидуя тем, кто занимают более почетное положение, а, в особенности, тем, кого больше любят, уважают, ценят и предпочитают.
Вот почему столь многие наши организации и учреждения заграницей раскололись на два, а иногда даже и на три взаимно-враждующих лагеря – на радость и потеху нашим врагам!
Увы! Нет в нашей среде надлежащего христианского смирения, но зато есть упрямая, ни перед чем не склоняющаяся гордыня и порождаемая этой гордыней зависть, взаимная вражда и недоброжелательство – подлинно-бесовские свойства и качества, как бы ни облекались они иной раз в тогу какой-то «идейности».
Это и есть, собственно главный корень зла нашей церковной и общественной жизни! И враги нашей Церкви и национальной России этим широко и коварно пользуются, творя свое дело внутреннего разложения и развала.
А пора бы, наконец, всем окончательно прозреть, и не показывать пальцем на кого-то другого, а начать исправление в духе истинного (но не фарисейского) христианства с самого себя.