«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Преклоняясь пред подвигами святости и нас призывая к этому, св. Церковь не хочет и их оставить без должного прославления. Тем более, что прославляя святых, воздавая честь им, мы в сущности прославляем Бога, "дивнаго во святых Своих".

Но почему память их празднуется именно сегодня, как раз после праздника Сошествия Святаго Духа?

Это для того, дабы подчеркнуть, что святые не иначе соделываются святыми, как чрез благодать Святаго Духа.

Святые — это жатва Духа Божья, это — дивные плоды Божественной благодати. Благодать Св. Духа, снизойдя в сердце человека, мощно влечет его ко спасению: внушает ему покаяние, помогает вести борьбу со страстьми и похотьми и, наконец, делая его победителем греха, венчает его нетленным венцом святости.

Какой же урок дает нам празднование памяти Всех Святых, к чему оно призывает нас?

Прославляя память какого-либо святого, живописуя пред нашим мысленным взором его возвышенный образ, св. Церковь делает это не с иной какой-либо целью, как только для того, чтобы воодушевить нас и возбудить в нас желание подражать этому святому. А празднование памяти Всех святых есть, следовательно, призыв всех нас к святой жизни, к святости. Сами святые, прославленные Богом, конечно, не нуждаются в том, чтобы мы, грешные, их прославляли. Прославлять память святых нужно не для них, а для нас самих. Это — прирожденная нам естественная потребность нашего духа. В душу каждого человека от рождения вложено безотчетное, почти безсознательное влечение — стремление к чему-то высшему, идеальному. Ему ни когда не могут дать полного удовлетворения никакие чисто-земные достижения, земные стяжания и приобретения, земные удовольствия, радости и наслаждения. Даже у очень низко павших морально людей обнаруживается по временам тяжкое томление души, мучительное раскаяние, светлый, хотя бы минутный, порыв куда-то ввысь, подальше от этой грязной земли со всеми ее мерзостями. И у всех без исключения людей, в большей или меньшей степени, дает себя знать какая-то неудовлетворенность своим внутренним состоянием, так называемое "святое недовольство собой".

Что же это значит?

Это значит, что душа человека томится в узах греха и подсознательно жаждет святости, в чем и сам человек часто не отдает себе ясного отчета. Как бы ни оправдывали себя на словах и в мыслях грехолюбцы, но внутреннее чувство, совесть, так или иначе, подсказывает каждому, что грех есть нечто вполне чуждое здоровой природе человека, что грех есть мучитель-тиран человека, и что только жизнь чистая, святая, свободная от греха может дать человеку полное душевное успокоение и удовлетворение.

И вот, прославляя память Всех святых, воспевая гимны святости, Церковь идет к нам в этом навстречу, Она напоминает нам, что мы созданы Богом для чистой, святой, богоугодной жизни и предлагает нам брать пример с тех людей, которые, с помощью благодати Божией, побороли в себе грех и стали святыми.

Святость это ведь и есть наше жизненное назначение, цель наших устремлений — высший христианский идеал, к достижению которого должны мы стремиться.

"Трудное дело", скажут многие, "невозможное дело!" Трудное — это да, но ведь без труда в жизни ничего не бывает: каждый из нас всю жизнь над чем-нибудь трудится. Некоторые, особенно в наше отвратительное и гнусное время отступления от Бога, неутомимо трудятся над осквернением своей собственной души и над расширением зла в мiре. Так или иначе, но труда в жизни не избежать: вопрос только в том, как и над чем трудиться? Почему же не предпринять труда благодатного? Труда над насаждением добра в себе и вокруг себя, а это ведь и ведет к святости.

Что касается "невозможности", то это не так! Бог всеведущий и всеправедный разве стал бы требовать от нас дела невозможного, а между тем святость наша — это Его желание.

"Святи будите, якоже Аз свят есмь" (1 Петр. 1, 16), говорил Господь чрез пророка еще в Ветхом Завете, а в Новом Завете Сам Господь Иисус Христос ясно поставил пред нами высший идеал, к которому мы должны стремиться в словах: "Будите убо вы совершени, якоже Отец ваш небесный совершен есть" (Матф. 5, 48).

А св. Апостол в послании к Солунянам убеждает христиан: "Сия бо есть воля Божия — святость ваша", ибо "не призвал пас Бог к нечистоте, но к святости" (1 Сол. 4,2-7).